Александр Иванов и Рустем Фейзханов, создатели проекта Easy Wallet («Бюджет по СМС»), придумали, как анализировать личные финансы, агрегируя SMS, которые банки отправляют на телефон при совершении транзакций. До конца года они рассчитывают получить 100 000 скачиваний приложения.
Рассказывает Александр Иванов, кофаундер проекта Easy Wallet.
Спасибо alma mater
В 2012 году мы с Рустемом поступили в магистратуру Сколковского института науки и технологий. Первый год обучения мы провели в MIT (Massachusetts Institute of Technology), где и познакомились. Как-то Рустем заметил, что при наличии нескольких банковских карт тяжело следить за балансами, доходами и расходами. Родилась идея написать приложение, которое анализирует SMS-оповещения и показывает балансы по картам.
Еще во время учебы в бакалавриате Высшей школы экономики я разработал несколько игр для проверки и развития эрудиции для Android и Windows Phone, которые, несмотря на свою простоту, собрали около миллиона скачиваний. Поскольку опыт создания продуктов у меня был, мы решили сразу же сделать прототип, чтобы было, что показывать инвесторам.
Первая версия была написана за несколько дней. Мы собрали SMS-оповещения от нескольких банков со своих телефонов и телефонов друзей и написали простейший парсер, который показывал балансы по картам. Мы выложили приложение на Google Play, где оно собрало пару сотен скачиваний буквально за пару дней.
Оценив интерес пользователей к нашему приложению, мы решили серьезно заняться реализацией идеи. В октябре 2013 года мы подали заявку на конкурс инновационных проектов Высшей школы экономики. Конкурс был достаточно серьезный, но мы успешно прошли отбор, и «Вышка» выдала нам не только первые деньги на развитие проекта (около 200 000 руб.), но и обеспечила менторство, а также возможность пройти программу обучения весной 2014 года. Мы очень довольны сотрудничеством с Инновационным центром «Вышки»: общение с экспертами и людьми, знающими рынок, помогло нам взглянуть на продукт под другим углом зрения. Хотя, конечно, нам пришлось потратить время на отчетность.
Экономия должна быть экономной
В течение ноября-января 2013-2014 гг. мы наполняли базу данных шаблонов банковских SMS-оповещений, а с января начали продвигать приложение в социальных сетях. В дополнение к приложению мы создали сообщество «ВКонтакте», в котором рассказываем о наиболее выгодных банковских картах. Например, есть карта ТКС Банка, по которой можно получать 8% годовых +1% кэшбек по каждой транзакции. Если перевести в деньги, то это несколько тысяч рублей в год, для получения которых ничего делать не нужно — ты просто пользуешься банковской картой ТКС Банка.
Мы как раз пропагандируем использование более выгодных карт, считая, что в банковском секторе должна быть здоровая конкуренция и должен побеждать сильнейший. Самое сложное в нашем деле — убедить пользователей в том, что новые и выгодные банковские услуги безопасны и пользоваться ими очень удобно.
Если человек пользуется несколькими банковскими картами (например, у большинства студентов есть стипендиальные карты), то ему непросто следить за балансом сразу по всем картам. У банков есть свои мобильные приложения, но они позволяют просматривать баланс только по одной карте, а мы показываем по всем картам. Кроме того, банк вряд ли посоветует пользователю более выгодную карту другого банка.
Так как приложение способно проанализировать балансы по картам пользователя, то мы можем рассчитать, какую выгоду он может получить при использовании банковских карт различных банков. Приложение делает такие расчеты автоматически, а затем показывает пользователю не только наиболее выгодную для него карту, но и сумму денег, которую он может сэкономить в течение года, если будет пользоваться именно этой картой. Таким образом, ранжирование рекомендуемых карт происходит исключительно на основе возможной выгоды для самого пользователя.
Работа с пользователем
На данный момент у нас более 5 000 скачиваний, мы планируем достичь 100 000 скачиваний до конца года.
Мы очень внимательно относимся к тому, как именно и когда пользователи используют приложение, думаем об их удобстве. К тому же стараемся «налаживать мосты» с ними и активно вовлекаем их в процесс создания продукта. Сегодня это явление модно называть краудсорсингом. Был случай, когда один из пользователей нашел более выгодную банковскую карту, которой не было в нашей базе данных. Он написал нам об этом, и мы оперативно добавили эту карту в список рекомендуемых.
Сейчас трафик в основном растет органически, но мы продвигаем приложение с помощью групп в социальных сетях, в которых публикуем информацию о нем, а также информацию о самых выгодных предложениях банковских услуг.
В результате мы пришли к тому, что наше приложение рекомендует пользователю наиболее выгодную для него банковскую карту на основе его балансов и расходов.
Чем мы отличаемся от конкурентов вроде Банки.ру и Сравни.ру? Мы не показываем абстрактно пользователю банковские карты с высоким процентом, а подбираем наиболее выгодную карту для пользователя на основе его балансов по банковским картам. Мы учитываем средний остаток на карте, кэшбэк, а также комиссию за использование карты. Помимо приложения у нас есть и калькулятор на нашем сайте, который можно попробовать до скачивания самого приложения.
Об инвестициях
Мы прошли отбор в акселератор ФРИИ (800 000 руб., образовательная программа и коворкинг за 7% от компании), но решили отказаться. Вместо этого мы подали заявку в акселератор QIWI Universe в июне этого года, потому что у нас может быть синергия с компанией QIWI и их сервисами. В результате мы прошли в Qiwi Universe и в настоящее время участвуем в акселерационной программе, которая продлится три месяца. Акселератор предоставляет нам коворкинг, обучение, менторов и 700 000 руб., но взамен берет себе 8% от компании.