Найти инвестора крупного проекта для компании, не обладающей достаточным багажом связей и репутации, крайне сложно. Молодая компания, богатая лишь бизнес-идеями, может рассчитывать на сравнительно небольшой объем инвестиций — 50–300 тысяч долларов на начальном этапе — при условии, что реализуемый ею проект покажется перспективным какому-нибудь бизнес-ангелу.
Фирмы со стажем и накопленным капиталом с большей долей вероятности могут рассчитывать на поддержку крупных инвесторов или хотя бы получение кредитов на развитие бизнеса, однако им также не удастся избежать процедуры оценки перспективности собственных идей.
Практика показывает, что фонды, портфельные инвесторы, стратеги и бизнес-ангелы отбирают проекты для финансирования или покупки практически одинаково, лишь с некоторыми нюансами. На первом этапе — deal flow — происходит непосредственно поиск интересных компаний и потенциальных объектов для инвестирования. Заинтересованный инвестор самостоятельно или с помощью сотрудников ищет проекты в открытых источниках. Поэтому если компания собирается заняться привлечением капитала, ей крайне необходимо сотрудничать со СМИ, не жалеть средств на рекламу, искать рекомендателей, участвовать в выставках и венчурных ярмарках. Любыми способами оказаться на виду у потенциального инвестора — первое, чем должна озаботиться фирма, которая ищет бизнес-компаньона.
А дальше нужно быть готовым к презентации собственных идей и обоснованию полезности, значимости и выгодности предложения, с которым компания собирается выходить на новый уровень. Эксперты со стороны инвестора сразу оценивают потенциал создания конкурентоспособного продукта и показатели спроса, смотрят на предпосылки для того, чтобы замысел был реализован с высокой прибылью. И конечно, оценивают риски, рассчитывая, будет ли такой показатель, как возврат на инвестиции, значительно превышать средние показатели по рынку.
Заметим, что решение об отсеве компании или переводе ее на следующий этап принимается довольно быстро. Обычно на этом шаге отсеивается не меньше половины общего потока предложений. А иногда на следующий этап переходят лишь два-три проекта из десяти. Часто в этом вопросе эксперты фондов и бизнес-ангелы полагаются на собственный опыт и интуицию. Поэтому важно произвести позитивное впечатление на потенциального инвестора, расставив акценты в резюме проекта в соответствии с предпочтениями конкретного фонда или бизнес-ангела. Но не стоит лукавить и говорить о том, чего нет. Потому что на следующем этапе это всплывет и послужит причиной для однозначного отказа в инвестициях.
После поверхностного ознакомления с проектом начинается его детальное изучение — due diligence. Этот этап подразумевает глубокое изучение состояния компании и потенциальных возможностей ее развития. Компания должна быть готова в любой момент представить подробную выписку о движении средств на счету. Кроме того, аналитик может запросить копии имеющихся договоров с клиентами, партнерами и подрядчиками. Оцениваются прежде всего риски, а также перспективы роста бизнеса и возможности по увеличению стоимости компании. Далее изучаются возможности команды, в частности лидерские навыки топ-менеджера, чтобы убедиться в его умении эффективно управлять бизнесом. Рассматриваются технологическая составляющая бизнес-предложения и его применение, изучаются бизнес-модель, маркетинговая стратегия по генерации прибыли, рыночные условия и конкуренты.
Все это в совокупности с оценкой уже имеющихся активов оказывает влияние на окончательное решение об инвестировании в проект. Кстати, подобный анализ проводится при получении обычных кредитов на бизнес. Due diligence может занимать несколько месяцев, требует больших финансовых затрат от инвестора, поэтому довольно тщательный отсев проводится уже на этапе deal flow.