Проверка кандидатов на работу в интернете — СКБ Контур

Профайл в помощь: соцсети как инструмент проверки будущего сотрудника

22 августа 2018 7 0494

Разберемся, что нужно мониторить в аккаунтах потенциального кандидата и как использовать полученную информацию для принятия решений о найме.

Владельцы бизнеса имеют право знать, кому они собираются предложить работу и насколько хорошо тот или иной человек подходит под определенные задачи. Профессиональные рекрутеры, безусловно, поддержат их в этом желании. Однако есть ярые противники такого подхода и активные защитники конфиденциальности — они рассматривают личные аккаунты как частные письма и дневники, а потому очень злятся, когда эти аккаунты называют открытым пространством в интернете.  

Тем не менее рекрутинг в социальных сетях существует уже не первый год, и никто не может запретить работодателю заглядывать в аккаунты потенциальных кандидатов, читать их посты и смотреть фото, если они не скрыты настройками конфиденциальности. В том, что работодатели осуществляют мониторинг и отслеживают публикации в соцсетях, уверена треть россиян. Данные аналитического центра НАФИ показывают, что 10% работников подозревают своих работодателей в слежке через соцсети и еще 24% не исключают такой возможности. Интересно, что 67% опрошенных ограничивают возможность просмотра своих профилей, причем 39% из них закрывают их полностью, а 28% ограничивают доступ для всех, кроме друзей.

Профиль в соцсетях как аналог резюме

По данным Службы исследований Career.ru, проверка кандидатов при найме на работу — важный этап процедуры трудоустройства для 84% работодателей. И анализ аккаунтов соцсетей может многое им рассказать. Как показывает практика, недовольство могут вызвать орфографические ошибки, провокационные фотографии, посты на политические темы, негативные критические отзывы о предыдущих местах работы, агрессивные публикации, которые ассоциируются с текущим работодателем и наносят вред бренду.

Для многих работодателей профиль человека в соцсетях стал аналогом традиционного резюме и даже лучше него. Он, в отличие от профессионально написанного документа, раскрывает реальный характер кандидата и его интересы. Какие публикации и фотографии в соцсетях являются признаками профессиональных преимуществ кандидатов? Посты, связанные с реализацией конкретных проектов, волонтерская или наставническая работа, взаимодействие с некоммерческими организациями, общие рабочие контакты и др.

Чек-лист для скрининга кандидата в соцсетях

Еще несколько лет назад работодателям достаточно было просмотреть аккаунты соцсетей в Facebook, LinkedIn и во «ВКонтакте». Но время идет, и появляются новые ресурсы. К ним можно добавить Instagram и YouTube (особенно, если у потенциального сотрудника есть блог).

Положительные признаки

  • творческие публикации;
  • позитивные комментарии (под чужими постами), рекомендации;
  • хорошие коммуникативные навыки;
  • упоминание профессиональных наград и достижений;
  • позитивные сообщения и комментарии о своих коллегах, руководителях, компаниях;
  • отраслевые посты, публикации о профессиональном опыте;
  • доказательства квалификации и результаты работы (которые соответствуют тому, что упоминается в резюме);
  • деловые новости и анализ рынков;
  • грамотные и аргументированные мнения.

Негативные признаки

  • конфиденциальная информация или отрицательные комментарии о предыдущем работодателе, руководителе или коллегах;
  • комментарии дискриминационного характера;
  • неуместные комментарии на тему политики, национальностей, гендерных особенностей, религии;
  • недопустимые фотографии;
  • упоминания развлечений, которые со стороны могут выглядеть странно;
  • плохие коммуникативные навыки;
  • упоминание навыков, которые не соответствуют тому, что написано в резюме;
  • ненормативная лексика.

Эксперты рекомендуют обращать внимание на разные аспекты.  

1. Отслеживайте линию поведения и рассуждений в постах

Популярность социальных сетей продолжает расти не только в рамках личного, но и профессионального использования. Большая часть контента в этом пространстве остается навсегда. Используйте соцсети как средство проверки качества потенциальных сотрудников (например, публиковали ли они что-нибудь, что потенциально может нанести вред вашему бренду?).  

2. Оценивайте личность кандидата

Сегментируйте потенциальных сотрудников не только по опыту и навыкам, но и по личностным характеристикам. Особенно это важно при подборе людей на креативные позиции. Оригинальные концепции предлагают люди, имеющие нестандартное видение, умеющие высказывать мнение. Если вы набираете команду, которой предстоит работать с инновациями, то такая проверка должна быть одной из основных.

3. Проверьте, взаимодействуют ли кандидаты с вашим брендом в ​​социальных сетях

Для некоторых работодателей важно видеть, имеет ли какое-либо отношение к компании или отрасли потенциальный кандидат. Вместо того, чтобы задавать вопросы наподобие «Вы знакомы с нашими клиентами?», вы можете поинтересоваться их конкретным мнением.

4. Убедитесь, что кандидат не был участником скандальных историй 

Ежемесячно в соцсетях поднимается шум из-за какой-то публикации. И обычно это происходит не на пустом месте, а когда затрагиваются запрещенные и неоднозначные темы (политика, религия, национальность и др.). Можно сколько угодно говорить о том, что частное мнение отдельного человека не имеет отношения к компании, но на пике скандала общественность все равно затронет бренд.      

5. Поинтересуйтесь, в каких профессиональных сообществах состоит кандидат

В отличие от фотографий, такая информация, как подписки на профессиональные сообщества и группы, остается доступной. Она ценна тем, что может многое рассказать об отношении человека к своему «цифровому образу» и об его восприятии социальных сетей. Одни используют Facebook как площадку, где можно обратиться к коллегам с профессиональным вопросом и быстро получить совет, другие — как хранилище перепостов. Третьи вовсе скрываются за фейковыми фотографиями. Вопрос — зачем?   

6. Посчитайте количество записей за день

Многих работодателей настораживает излишнее присутствие кандидатов в соцсетях. И не зря. Есть категория людей, которая не упускает возможность прокомментировать на своей страничке каждую топовую новость, а затем активно подключается к ее обсуждению. Если это происходит в рабочее время, то возникает много вопросов.   

Бухгалтерия

Рассчитывайте зарплату, начисляйте больничные и отпускные без проблем

Узнать больше
Бухгалтерия

Рассчитывайте зарплату, начисляйте больничные и отпускные без проблем

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
4 комментария
АВ
Антон Владимиров 24 августа 2018
Не совсем понятно, что делать в ситуациях, когда не обнаружены аккаунты в соцсетях и в ситуациях когда страницы не содержат ни негативных ни позитивных признаков. Что для рекрутера должно означать отсутствие страницы? Что для рекрутера должна означать нейтральная страница? В статье нет ответа на эти вопросы. Как следствие воспринимается как реклама социальных сетей. Не превозносите, пожалуйста, значимость социальных сетей для реальной жизни кандидатов. Не всегда социальная сеть зеркало кандидата и даже негативные новости могут быть согласованной PR акцией.
На мой взгляд, важно также понимать как именно кандидат использует страницу, с какой целью он ее завел. Иногда это просто доступ к целевой аудитории, личные сообщения узкому кругу лиц, доступ к контенту, рекламная площадка или хранилище. Страница это не всегда открытое общение и публикации фото, статей и опыта. Нужно это понимать, чтобы отсутствие фотографий с моря в социальной сети не стало причиной отклонения лучшего кандидата.
Яна Аржанова, главный редактор 24 августа 2018
Антон, соглашусь с вами по многим пунктам. Но все же с некоторыми оговорками. Не стоит воспринимать эту статью как рекламу социальных сетей. Такой цели в процессе ее написания не было :) Но почему бы не рассказать предпринимателям, которые ежедневно находятся в поиске персонала, как можно использовать соцсети, чтобы лучше узнать кандидата? Конечно, все инструменты рекрутинга должны применяться в комплексе, потому что выводы делать нужно обдуманно.
Почему нельзя спросить на собеседовании человека, у которого нет аккаунта, с чем это связано? Тем более, если его профессия предполагает некую "публичность"? Например, если это специалист по пиару?
Вы пишете "Важно также понимать как именно кандидат использует страницу, с какой целью он ее завел". Об этом тоже можно спросить на собеседовании. Соцсети - это не замена традиционных методов подбора, а дополнительная возможность - кстати, не только для работодателя, но и для сотрудника.
И я не думаю, что адекватный работодатель может отклонить кандидата за "отсутствие фотографий с моря в социальной сети". Скорее он отклонит кандидата за то, что кроме фотографий с моря у него вообще ничего нет:)
АВ
Антон Владимиров 24 августа 2018
"все инструменты рекрутинга должны применяться в комплексе, потому что выводы делать нужно обдуманно" - вот.

При этом в статье есть слова "Для многих работодателей профиль человека в соцсетях стал аналогом традиционного резюме и даже лучше него.". Это и наталкивает на мысль о том, что профиль в соцсети может являться необходимым и достаточным источником информации. Я лишь про то как воспринимается статья, тем более молодыми специалистами по подбору персонала.

Конечно социальная сеть это лишь дополнение, на которую нужно смотреть через призму собеседования и позиции. Понятно также, что при найме линейного персонала особого смысла нет под лупой рассматривать профили в соцсетях и искать посудомойщиков в LinkedIN (хотя...), но так же понятно, что кандидаты на боле высокие позиции, учитывая тренды HR практики, делают страницы такими же профессионально "хорошими" как и их резюме или делают их нейтральными, накладывают политики конфиденциальности или вовсе блокируют страницы (по той же причине по которой не пишется объем компенсации в описании позиции - все за диалог). Поэтому где-то есть грани когда этот инструмент перестает иметь значение.
Спасибо за статьи и сайт о плюсах социальных сетей. Обычно все пишут о том, сколько от них вреда и полезны ли социальные сети.