«Изнанка» мегапроектов. Откуда возникают перерасходы?

15 августа 2014

Под словом «мегапроекты», вынесенном в название этой книги, подразумеваются масштабные инфраструктурные работы с многомиллиардными долларовыми вливаниями: строительство мостов,  железных и автомобильных дорог. Авторы пытаются ответить на вопросы, почему фактически все мегапроекты связаны с перерасходами средств и переоценкой доходов и не приносят того результата, которого от них ждут.   

Благодаря авторам у читателя появляется возможность увидеть «изнанку» таких проектов, как тоннель под Ла-Маншем, транспортные сообщения Большой Бельт и Эресунн и др. Все они, как утверждают авторы, ссылаясь на многочисленные данные, связаны с   огромными финансовыми, общественными и экологическими проблемами. Тем не менее число мегапроектов в мире только растет. Чем объясняется этот парадокс?

Если подходить к проблеме «философски», то можно выявить связанную цепочку событий, в которой мегапроекты являются лишь одним из звеньев. По словам социолога Зигмунта Баумана, наступило время «конца географии», когда инфраструктура начинает играть огромную роль в создании «нового мирового порядка». Люди, товары, информация и деньги стали независимы от расстояния, оно перестало играть для них какую-либо роль. На фоне этих тенденций  «инфраструктура все больше строится и развивается как мегапроект», отмечают авторы книги.        

Начиная с понимания проблемы и ее последствий, авторы переходят к выявлению основной причины парадокса, используя инструменты аналитики и управления рисками. И оказывается, что в основе всех проблем — неадекватная оценка рисков и отсутствие ответственности. Продвигая концепцию того или иного мегапроекта, его инициаторы зачастую оперируют приблизительными цифрами и «идеальными» результатами, что делает риски неизбежными и обманывает ожидания относительно эффективности.

В качестве основного фактора, лежащего в основе всех проблем мегапроектов, авторы называют отсутствие прозрачности в процессе принятия решений и неактивное участие общества в них. Поэтому к месту в книге звучит совет о том, что необходимо обращать должное внимание на целесообразность проектов и повышать ответственность за принятие решений. Что важно — для авторов риск фактически полностью ассоциируется с финансовыми затратами. Авторы приводят впечатляющие документальные подтверждения: например, финансовые перерасходы в размере 50-100% – обычное явление для мегапроектов, так же как и несовпадение прогнозируемого спроса с фактическим в диапазоне 20-70% – повсеместный результат.   

Большинство мегапроектов отличаются некоторыми особенностями, которые постоянно игнорируются или приуменьшаются. В частности, как это ни странно, всегда присутствуют неуверенность по поводу имеющихся фактов, так называемый «оптимизм оценки», то есть предвзятый анализ затрат и выгод. Оценка степени риска, важная в этом деле, обычно вообще отсутствует или не соответствует действительности.

3 цитаты из книги

  1. «Проблема состоит не в том, что не существует проектов, которые стоило бы реализовать. Проблема состоит в том, что сомнительные и широко распространенные методы недооценки затрат и переоценки доходов, используемые промоутерами и прогнозистами проектов, чтобы продвинуть их любимый проект, создают «королевство кривых зеркал», в котором чрезвычайно трудно решить, какие проекты заслуживают реализации, а какие — нет».
  2. «Тактическая недооценка и переоценка последствий на начальных стадиях разработки проекта позволяют проектам хорошо выглядеть при анализе затрат и выгод и оценке воздействия на окружающую среду».
  3. «Первым шагом на пути к сокращению перерасхода средств должно стать признание, что значительный риск перерасхода существует и его невозможно полностью устранить, но можно уменьшить».

Данные книги

Бент Фливбьорг, Нильс Брузелиус, Вернер Ротенгаттер «Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций», издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2014


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
346 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.