Москва, 2012
Стартовый капитал 6 200 000 ₽
Окупаемость за 2 года
Сергей Ашин реализует идею кулинарного конструктора. Выбрав на сайте блюдо, клиенты в течение нескольких часов получают свежие и уже прошедшие первичную кулинарную подготовку продукты с пошаговой инструкцией по приготовлению блюда. Недавно его проект «Шефмаркет» привлек инвестиции в размере 12 млн руб. Как это удалось?
Проект «Шефмаркет» – участник конкурса «Я бизнесмен – 2014». Видеоролик можно посмотреть по ссылке.
Точка отсчета
Свою карьеру предпринимателя Сергей Ашин начал в Нижнем Новгороде, где после окончания вуза запустил музыкальный бизнес и открыл несколько точек звукозаписи. Если бы не кризис 1998 года, бизнес, возможно, до сих пор процветал, оставаясь во владении Сергея, но тогда он решил его продать и снова стать студентом.
Продолжив обучение в Кельнском университете, Ашин некоторое время работал в Германии, а потом и в других странах Европы. В 2011 году он вернулся в Россию на должность консультанта в консалтинговой компании McKinsey.
Впрочем, в Россию Сергей приехал с бизнес-идеей. Еще находясь в Германии, он впервые обратил внимание на необычный кулинарный бизнес, который там развивается. При первой возможности он, взяв идею за основу, создал свой проект с улучшенным сервисом. В результате в июле 2012 года была основана компания «Шефмаркет».
«Немецкий проект — это фактически магазин. Так как они ограничены площадью, то не могут предлагать более 20 рецептов единовременно. Мы же предлагаем более 300 рецептов с доставкой через 3-4 часа после подтверждения заказа», — объясняет отличие своего сервиса от зарубежного аналога Сергей Ашин.
Первоначальные инвестиции в «Шефмаркет» составили $200 000. Бизнес стартанул с еще двумя участниками — Андреем Елисеевым и Владимиром Садковичем, но позже они вышли из проекта. Сейчас в команде 20 человек, половина из которых — повара, остальные отвечают за маркетинг, колл-центр, снабжение, бухгалтерию, технологию. Основная часть работы по дизайну выполняется внутренними силами, внешним профессионалам компания доверяет только стандартные блоки работы.
Рецепты выбираются Сергеем совместно с московскими шеф-поварами, при этом каждый рецепт он проверяет на себе. «У нас свой очень талантливый и известный шеф-повар Василий Емельяненко, — рассказывает он. – С ним мы делаем основную рецептуру. А с внешними поварами у нас проектные отношения. Выбираем по принципу взаимной симпатии и совпадения понимания хорошей кухни».
Дружелюбный сервис
Найти ингредиенты для приготовления необычных, но довольно простых блюд в Москве и Санкт-Петербурге не так-то легко. Эту проблему как раз и решает «Шефмаркет». Сейчас в меню около 300 блюд из американской, восточной, испанской, итальянской, русской, французской кухни. Они разделены по уровням сложности от 1 до 3 и подходят как тем, кто совсем не умеет готовить, так и более опытным кулинарам. Есть тематические рецепты, готовые сеты на несколько дней, детское меню.
Проект может быть особенно интересен тем, кто хочет приготовить что-нибудь необычное, но не знает, где достать жасминовый рис, лемонграсс или свежие побеги бамбука. Все продукты закупаются у компаний, которые поставляют еду в рестораны. Для контроля качества внедрена международная система управления безопасностью пищевых продуктов. В набор входит все необходимое для рецепта, даже сахарный сироп и мясной бульон уже сварены заранее. Предполагается, что дома у клиента есть только оливковое и подсолнечное масло, соль, черный перец и белое сухое вино.
Сегодня «Шефмаркет» — не единственная компания на рынке, которая продает кулинарные конструкторы. Есть еще «Радость приготовления», «Едоки», «Дома вкуснее» и другие подобные проекты.
В начале лета венчурные фонды Moscow Seed Fund и AddVenture вложили в проект 12 млн руб. На вопрос, чем «Шефмаркет» привлек инвесторов, Сергей Ашин отвечает так: «Мы самая крупная и профессиональная компания в сегменте на данном этапе, с очень качественным товаром и сервисом, отличной командой и понятным вектором развития. При этом наша концепция уникальная не только для России, но и для Запада: никто из мировых игроков не дает возможности клиентам такого широкого выбора и такой быстрой доставки. Мы просто очень удобны для клиентов, чем и заслуживаем лояльность».
Управляющий партнер и основатель AddVenture Максим Медведев тоже поспешил прокомментировать сделку. В частности, он отметил, что интерес инвесторов в последнее время заметно растет к фуд-сектору и, поскольку традиции ритейла и общепита перестали соответствовать потребностям покупателей, то пришло время их менять. Вероятно, «Шефмаркету» удалось убедить инвесторов в том, что он это сможет сделать.
Развитие проекта
По словам Сергея Ашина, «Шефмаркет» не вкладывает много средств в продвижение: основной упор приходится на социальные сети и сарафанное радио. Периодически Сергей сотрудничает с кулинарными журналами («Хлеб&Соль», «Гастрономъ», «Афиша-Еда») и участвует в различных ярмарках, например, «Ламбада-маркете».
Привлекая клиентов, «Шефмаркет» делает ставку на программы лояльности, предлагая полезные подарки после нескольких заказов, бесплатные кулинарные уроки на YouTube, объясняющие базовые кулинарные техники, мобильное приложение для iOS и Android, которое позволяет сделать заказ в пути. При первом заказе предоставляется скидка, проводятся призовые акции в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram и Facebook.
«Шефмаркет» стремится к тому, чтобы быть самым быстрым офлайн-магазином по доставке продуктов клиенту. Логистика — главное конкурентное преимущество сервиса, по словам Сергея Ашина. Создатель проекта настаивает на том, что покупать еду у «Шефмаркета» даже выгоднее, чем в обычном супермаркете, потому что такой заказ позволяет экономить время и силы и при этом получать свежие и наполовину приготовленные продукты.
Для успешного развития проекта на старте понадобился только сайт, профессиональная кухня и обычный московский офис. Результат: проект успешно развивается, запущена новая модель доставки еды по рецептам Юлии Высоцкой.
Правда, до конца года отложен вопрос с франшизой. Хотя в компании и предлагают развивать партнерство по франчайзингу в других городах, на данный момент эта модель себя не оправдывает. Пока «Шефмаркет» своими силами поставляет продукцию в Санкт-Петербург. Сергей Ашин настроен очень оптимистично и говорит, что никаких проблем с ведением бизнеса не испытывает.