Дарья Комарькова, генеральный директор бизнес-инкубатора МГУ, о роли бизнес-инкубаторов в жизни стартапов, новомодной акселерации и трендах в развитии инновационной инфраструктуры.
- Какую ценность представляет инкубатор для компании?
- Традиционно в России под инкубатором понимают недорогой коворкинг на городской или вузовской площадке. Проекты-резиденты пользуются льготами инкубатора по несколько лет. Иногда к этому прибавляются какие-то открытые лекции по бизнесу или городские субсидии. Наш инкубатор при МГУ первым ушел от такой схемы работы и начал проводить краткосрочные акселерационные программы. Также мы добавили к обычному коворкингу бесплатный пакет услуг от наших партнеров на $100 000 — это юридическое и бухгалтерское обслуживание, бюджет на некоторые рекламные компании и т д. Это сразу отразилось на эффективности нашей работы: у нас одни из лучших показателей по объему привлеченных инвестиций в наших резидентов и выпускников.
- В чем особенности акселерационной программы? Как она помогает резидентам инкубатора?
- Во-первых, акселерационная программа позволяет проектам сразу получать посевные инвестиции от венчурных партнеров. Очень важно на старте иметь деньги для активного тестирования гипотез и бизнес-моделей, на первый маркетинг и доработку продукта.
Как правило, инкубатор заинтересован в том, чтобы его резиденты и выпускники привлекали дальнейшие раунды инвестиций. Мы в инкубаторе МГУ для этого устраиваем один из крупнейших Дней Инвестора — MSU Demo Day и помогаем в дальнейшем общаться с инвесторами.
Во-вторых, акселератор предполагает образовательный интенсив. У нас это курс по Customer&Product Development, который мы разработали на основе опыта программ в Силиконовой долине и Европе. В число спикеров, как правило, входят практики с большим опытом работы, которые не читают лекции, а разбирают в интерактивном формате кейсы и конкретные проблемы резидентов, помогают им отстроить определенные зоны в их проектах. Третья важная часть акселератора — это нетворкинг. Как между резидентами и выпускниками инкубатора, так и с гостями, которых приглашают — это CEO и топ-менеджеры крупнейших IT-компаний. Плюс мы задействуем для проектов собственные связи, поэтому у ребят появляются теплые контакты первых клиентов или партнеров.
- Образовательная программа, посевные инвестиции, нетворкинг — вот слагаемые успешного бизнес-инкубатора?
- Я бы назвала еще одно — «волшебные пендели», еженедельные встречи с командой акселератора, на которых обсуждаются планы стартапа и его текущие достижения.
Если сложить все воедино, то основная ценность бизнес-инкубатора — это помощь, благодаря которой амбициозная команда за несколько месяцев может превратить идею или прототип продукта в работающий бизнес. Без лишних ошибок.
- В последнее время все больше инкубаторов открывают у себя подобные акселерационные программы, некоторые и вовсе превращаются в акселераторы. Есть ли сейчас разница между инкубаторами и акселераторами?
- Давайте признаемся, что слово «акселерационный» за последний год просто стало очень модным. Сейчас «акселерационными» называют и просто конкурсы проектов, и обычные образовательные программы. Если говорить условно, инкубатор — это структура, то есть коворкинг. Акселерационная программа — это наполнение: образование, инвестиции, развитие проектов.
- Всем ли стартапам может быть полезен бизнес-инкубатор? Есть ли те проекты, которым вообще нет смысла идти на такую площадку?
- У инкубаторов, как и у всех венчурных инвесторов, есть специализация и условия работы. Мы, например, ищем IT-проекты в широком смысле на стадии проработанной идеи и/или прототипа с собранным ядром команды. При этом у нас нет жестких ограничений по возрасту или опыту участников, вузу или стажу. Где-то такие ограничения могут быть. В вузовских инкубаторах часто требуют присутствия студента или выпускника в команде. На каких-то площадках инкубируют, например, только промышленные стартапы и т д. Вариантов может быть много.
Экономьте время на поиске потенциальных клиентов. Повышайте эффективность продаж за счет сегментации и анализа B2B-рынка.
- Можно ли заранее получить гарантию того, что инкубатор будет полезен именно твоему бизнесу?
- Можно. Но нужно понять, какие цели в вашем проекте сейчас актуальны и чего вам не хватает для их реализации. Вам нужны венчурные инвестиции, вы готовы к взрывному росту или ваше дизайнерское агентство просто ищет коворкинг? Если инкубатор предлагает именно то, что существенно поможет вам в развитии, думаю, польза от резидентства будет очевидной.
Я советую заранее изучать истории стартапов-выпускников и количество привлеченных ими инвестиций. Почитайте отзывы выпускников, постарайтесь понять, был ли инкубатор им чем-то полезен.
- Какие тренды в развитии инкубаторов наблюдаются в России сейчас?
- По моим ощущениям, количество инкубаторов в России растет. Но сейчас инкубаторы (особенно привузовские площадки) предоставляют скорее бизнесовый ликбез для студентов и выпускников неэкономических специальностей. Все больше и больше молодых людей задумываются о создании своего бизнеса, не имея достаточных знаний и опыта, они приходят в инкубаторы «подучиться».
- Наблюдаются ли похожие явления в мире?
- Главный общемировой тренд сейчас — это запуск более «узких» инкубаторов, например, для биотехнологий или робототехников. Отчасти эта тенденция затронула и Россию. Не так давно у нас открыли кампус «Навигатор» в Казани и коворкинг «Нейрон» в Москве, которые ориентированы на работу с хардверными проектами.
- Количество инфраструктуры, в том числе и бизнес-инкубаторов, действительно растет, и все важнее становятся вопросы эффективности. Есть ли общепринятые критерии оценки?
- Показатели эффективности обычно определяет инициатор создания инкубатора. Поэтому универсальных критериев нет: они всегда разные. Если инкубатор создается городом или регионом, то пристальнее всего смотрят на налоги, которые вернулись в бюджет от вновь созданных компаний. Дополнительными критериями могут служить количество рабочих мест, общее улучшение инвестиционного климата в регионе. Если инкубатор вузовский, то смотрят на количество новых абитуриентов или какие-то другие важные конкретной структуре показатели. Частные инвесторы оценивают инвестиционную стоимость резидентов и выпускников, количество успешных «выходов».