FlowWow: как организовать онлайн-ярмарку цветов

22 сентября 2014

За несколько месяцев агрегатору цветочных магазинов FlowWow удалось объединить на одной площадке более 600 магазинов по всей стране. Сегодня за день на сайт поступает 7-8 заказов, а средний чек составляет 2500 руб.

Андрей Макеев, основатель FlowWow, рассказал, как при стартовом капитале в размере 30 000 руб. ему удалось запустить проект и как его онлайн-ярмарка конкурирует с крупными международными сервисами доставки.

Цветочных дел мастера

Как это обычно бывает у стартаперов, идея для открытия собственного бизнеса приходит в тот момент, когда сталкиваешься с какой-то проблемой и тратишь много времени на ее решение. Так, однажды я захотел заказать букет цветов в другой город и столкнулся с рядом сложностей: поставщики устанавливали заоблачные цены, при этом предлагали неоперативную доставку. Поразмыслив, я пришел к мысли, что неплохо было бы собрать свою команду и запустить сервис, который собрал бы локальных флористов и небольшие цветочные магазины со всей России на одной площадке.

До запуска проекта FlowWow мы с моими друзьями работали в совершенно разных сферах: занимались организацией мероприятий, интернет-рекламой, делали сайты, поэтому предпринимательского опыта у нас на тот момент было предостаточно.

Идея запустить агрегатор цветочных магазинов моим друзьям пришлась по душе. Осенью мы решили протестировать идею. Я  купил домен за 100 рублей, сверстал сайт, взяв шаблон интернет-магазина из WordPress и договорился с представителями нескольких цветочных магазинов о том, что мы разместим информацию об их товарах на нашем сайте.

В день у меня проходило по 5-6 встреч с флористами, представителями цветочных магазинов. Постепенно я стал понимать, как работает этот бизнес, с какими проблемам он сталкивается и как их можно решить.

Стартовый капитал проекта был минимальным — всего 30 000 руб. До недавнего времени мы поддерживали FlowWow на личные накопления, сейчас понимаем, что своих средств для такого проекта недостаточно.

Будни стартапа

Первых клиентов мы находили через поисковые системы, социальные сети и e-mail-рассылки. Сегодня это по-прежнему наши основные каналы привлечения клиентов, но мы развиваем и другие. Сейчас активно работаем над механизмами, которые позволят получать заказы от клиентов через соцсети: например, накануне дня рождения девушки мы хотим напоминать об этом ее молодому человеку с помощью таргетированной рекламы. Технология сложная, но, если у нас получится ее реализовать, это принесет в будущее хорошую прибыль. Пока мы предлагаем покупателю сделать у нас заказ снова через какое-то определенное время.

Цветочные магазины мы находим в справочнике «2ГИС», а флористов оказалось много в социальных сетях — связываемся с ними и предлагаем сотрудничество. Метод достаточно эффективный.

Самым сложным было собрать команду и замотивировать ее. Сделать что-то качественно, быстро и почти без денег достаточно тяжело. В первое время нужно было решить вопрос с эквайрингом: мы  ходили в банки и вели переговоры о более выгодных условиях. Процесс принятия решения, проверок и подписания документов занял два месяца. На настройку системы ушел еще месяц, к тому же нужно было время на устранение неточностей в работе системы. На данный момент все работает слаженно.

Сейчас сложнее всего быстро расти. Нужно выжимать максимум из ограниченных ресурсов, приходится постоянно менять подход к работе, придумывать новые технологии, но это нормальный процесс, и мы относимся к нему спокойно.

Денежные букеты

Нужно понимать, что в цветочном бизнесе существуют три направления. Первое — это флористы-частники, которые делают букеты на заказ и продают их отдельно. Второе направление — оптово-розничные компании, продающие цветы оптом по более выгодной цене, и третье — магазины, которые предлагают и первое, и второе. Поначалу мы планировали работать только с магазинами, но потом пришли к тому, что с частными флористами работать выгоднее. Цветочные магазины устанавливают дополнительную маржу, в результате чего стоимость букета возрастает в 6–10 раз.

Пока мы единственный проект такого типа. Наши конкуренты — большие международные доставки уровня AMF и Florist.ru. Наша доля рынка неприлично мала.

Конкуренция на рынке страшная, стоимость привлечения клиента для любого начинающего цветочного сайта просто чудовищная — она съедает всю прибыль.

Маленьким магазинам практически нереально получать недорогие заказы. Нам помогает опыт в интернет-маркетинге, мы умеем привлекать клиента более низкой ценой.

Деньги мы зарабатываем с каждой продажи: берем комиссию от магазинов в размере 20%. Стоимость букета на FlowWow не превышает той цены, которая установлена в самих магазинах. Сегодня по всей стране с нами работают почти 600 цветочных магазинов. Ежедневно мы принимаем 7-8 заказов, средний чек составляет 2500 руб. Заработанные деньги мы тут же пускаем в развитие, поэтому пока мы не вышли на окупаемость. Чтобы быстрее расти, нам нужны еще инвестиции.

Сейчас оборот компании составляет около 500 000 руб. в месяц. Но наш проект существует всего несколько месяцев. К концу года мы планируем стать больше в 5-6 раз. В будущем собираемся привлекать инвесторов. Pre-seed от ФРИИ — это первый шаг. Несколько месяцев назад мы получили инвестиции от ФРИИ в 1,4 млн руб. Сейчас общаемся с инвесторами по поводу новых денежных вливаний. В ближайший год нам нужно вложить в бизнес $1-2 млн. Для масштабирования проекты в другие страны потребуется в два раза больше средств.

Читайте также: Бизнес-план: как открыть цветочный магазин


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
885 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.