На этой неделе Минпромторг представит в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 года. В документе предлагается определить на федеральном и региональном уровне «критерии размещения крупных торговых объектов», сообщает газета «Коммерсантъ». Новые критерии могут распространиться как на собственников торговых объектов, так и на арендаторов торговых площадей.
В Минпромторге считают, что концентрация сетевых магазинов отрицательно сказывается на конкурентной среде. Из-за консолидации сетевой розницы объекты малого и среднего бизнеса часто вынуждены закрываться. Поэтому в ведомстве предлагают установить дополнительные согласования при выделении земельных участков под строительство гипермаркетов и торговых центров. Новые требования будут предъявляться в зависимости от площади строящихся торговых объектов. В документе нет прямых указаний на их конкретный размер. Например, в европейских странах и у соседей РФ по Таможенному союзу такие требования предъявляются к торговым объектам площадью от 1 500 до 3 000 кв.м.
Участники рынка розничной торговли комментируют инициативу Минпромторга неоднозначно. С одной стороны, подобные меры могут оказаться преждевременными, в силу недостаточного развития торговли в России. Действующих антимонопольных ограничений и действующих согласований с различными ведомствами должно быть достаточно. С другой стороны, в небольших городах с численностью населения до 500 000 человек появление федеральных ритейлеров может быть полезно, поскольку малый и средний бизнес зачастую завышает цены.
В РФ на гипермаркеты приходится 11% оборота розничных продаж продовольственных товаров, что в денежном эквиваленте составляет порядка 1,23 трлн руб. в год.