В России на самом высоком уровне 2022–2031 годы объявлены десятилетием науки и технологий. Однако последние крупные международные и геополитические события повлекли за собой ряд недружественных санкций от мирового сообщества.
Страну пугают неминуемым отлучением от глобального рынка технологий — это одна тенденция, ей подвержена какая-то часть общества. Вторая — это повышение внутренней локальной потребности в отечественном продукте. Спрос рождает предложение, а государство, в свою очередь, приняло решение стимулировать IT-отрасль для эффективного импортозамещения.
Как IT-отрасль зависит от импортных продуктов
Чтобы эффективно нивелировать последствия санкций, важно понять, насколько сильно зависит отрасль от импортных IT-продуктов. Ситуация делится на два больших блока. Первый — hardware, или «железная» составляющая. Это, например, серверы и микроконтроллеры. Второй — software, или программная часть.
Что происходит с hardware?
Стоит признать, что самые большие сложности ожидаются прежде всего с hardware. В России на данный момент нет современного производства «железа» полного цикла. Оптимизм вселяет то, что мы все же проектируем подобные продукты, но потом размещаем их на производства в другие страны.
Пока на конечных потребителях ситуация отразилась не так заметно. Кроме того, есть приличный запас серверов, а поставки по действующим контрактам идут исправно. Пока что сложности российских IT-потребителей свелись лишь к моральным издержкам. Отложенный негативный эффект санкций может и не случиться, уже сейчас существует возможность частично закрыть потребности рынка продуктами зеленоградской компании «Микрон».
Что происходит с software?
С software ситуация полегче, но ее трудно назвать безоблачной. Практически все базовое ПО и его многочисленные компоненты делаются не в России. Самые простые примеры — базы данных, языки программирования, компиляторы и прочее. Именно из них, как из кирпичиков, специалисты собирают нужные программные решения. Это зона риска.
Кроме того, даже если ПО имеет российское происхождение по юрисдикции или по создателю, существует угроза, что и этот софт перестанет работать. Все дело в том, что местные компании и владельцы бизнесов испугаются репутационных исков в делах с зарубежными партнерами и заказчиками и будут дистанцироваться от российской принадлежности.
Как IT-индустрия реагирует на санкции
Моральные издержки IT-пользователей связаны с вынужденным переездом на новые сервисы и технические решения. Есть редкие случаи, когда у некоторых участников рынка возникают проблемы с подбором аналогов. Например, это может случиться, если экосистему корпоративного ПО иностранного производства нужно замещать несколькими отечественными продуктами.
В банковском секторе и в промышленности для создания баз данных специалисты использовали решения Oracle, SAP, Cisco. В марте, после введения санкций, большинство решений работают и продолжат работать. Однако встает вопрос с обновлениями и техподдержкой.
Стоит отметить, что большинство базовых программных продуктов были бесплатны и свободно распространялись или имели бесплатные аналоги, или использовались «серым» путем легализованного сейчас параллельного импорта. Самый яркий пример — ОС от Windows.
С 2014 года многие российские компании уже потихоньку «подстилали соломку», планомерно выводя коммерческое ПО из рабочего использования. То есть в течение 8 лет зависимость потихоньку снижалась. Кроме того, пандемия и «удаленка» также спровоцировали много интересных решений от отечественных программистов.
Не все руководители бизнеса отслеживали этот момент, поэтому к весне 2022 года все подошли с разными рисками.
В целом очевидно, что у российских IT-потребителей на какое-то время меняются приоритеты. Приобретает новую актуальность и вопрос безопасности. В обстановке быстрых перемен и «сырых» решений активизировались хакеры — любители и организованные злоумышленники.
Условно можно сказать, что отечественная IT-индустрия пока стойко держится под атаками. Да, стоит признать, что российский рынок IT-решений — потребитель международных сервисов, он долго создавал продукты для стороннего потребителя. Сейчас нужно сконцентрироваться на разработке решений для внутрироссийского использования. Возможно, российские разработки просто находились в тени гигантов вроде Google и Microsoft, в них мало инвестировали, о них мало знали потребители, было недостаточно прикладного пользовательского опыта.
Сейчас некоторые российские компании уже показывают рост, можно выразить осторожный оптимизм. Чтобы ситуация выравнивалась, следует в первую очередь удерживать имеющихся специалистов, привлекать и обучать новые таланты.
Рушан Ахмедов, разработчик информационных систем, эксперт в области разработки ПО