Краудфандинг

За чужой счет. Куда движется краудфандинг в России?

11 сентября 2012
За чужой счет. Куда движется краудфандинг в России?

Западный мир уже привык финансировать интересные бизнес-проекты посредством изыскания денег у активного населения. Интернет-общественность на Kickstarter.com с энтузиазмом скидывается на гастрольные туры музыкантов, разработку уникальных автономных зарядных устройств или восстановление производства винтажных австралийских солнцезащитных очков. Маленькие и большие проекты с равной степенью вероятности могут надеяться на народное финансирование — краудфандинг, если они действительно способны заинтриговать и несут в мир что-то новое.

Те, кто вкладывается в проекты, в большинстве своем обычные пользователи интернета, не рассчитывают на долю в бизнесе или получение дивидендов. Поэтому для предпринимателя краудфандинг является заманчивым вариантом финансирования. Однако далеко не все проекты собирают нужные суммы на воплощение своих идей, поскольку «пайщики» хотят получить в обмен на вложенные средства какую-то услугу или продукт. Особенно это стремление заметно в России.

Краудфандинг в России

Начиная с 2008 года у нас появилось примерно два десятка краудфандинговых платформ. Но бизнес-идею можно продвигать далеко не на всех — некоторые ориентированы на социальную сферу или, например, на покупку программного обеспечения в складчину. При этом не все платформы реально функционируют, какие-то ресурсы уже успели умереть, а какие-то все еще находятся в стадии разработки. Самые популярные (и все-таки им еще очень далеко до западных образцов) — «С миру по нитке», Kroogi, Planeta.ru. В большинстве своем ресурсы ориентированы на творческие проекты.

Но как показывает практика, интернет-пользователи одинаково неохотно вкладываются и в создание видеоверсии спектакля Евгения Гришковца, и в раскрутку какой-нибудь малоизвестной поп-группы, мечтающей выпустить собственный альбом. Хотя, например, успешная группа «Би-2» собрала на «Планете» уже более 1,225 миллиона рублей для запуска новой пластинки. При этом вкладчики в творчество коллектива по меньшей мере получат запускаемый альбом в цифровом формате.

Сложности развития краудфандинга

Проблема краудфандинга в России заключается в том, что наши пользователи сети еще не готовы финансировать малопонятные проекты, тем более что действительно стоящих на первый взгляд не так уж и много. И если компания собралась привлекать средства для реализации своих идей посредством краудфандинга, ей необходимо предложить потенциальному пользователю что-то вполне конкретное, что он сможет потом где-нибудь применить.

Краудфандинг в социальных сетях

Тенденция развития краудфандинга в России небезнадежна (несмотря на сложности в законодательном плане для владельцев краудфандинговых платформ). Народное финансирование постепенно перемещается в социальные сети, а там и наши соотечественники уже научились кооперироваться. Недавно Facebook запустил приложение «Собирайте деньги». По сути, это тот же яндекс-кошелек с возможностью быстро распространять информацию о любой акции в соцсети, поэтому и благотворительные, и научные, и любые другие идеи могут рассчитывать на поддержку определенной части аудитории социальной сети. При этом пользователи в режиме реального времени могут наблюдать, сколько средств удалось собрать на данный момент.

«Яндекс.Деньги» используются для краудфандинга давно, но с появлением приложения «Собирайте деньги» продвижение именно бизнес-проектов становится намного более перспективным, поскольку далеко не все потенциальные потребители того или иного продукта ищут его на специализированных электронных ресурсах. Если же сами разработчики будут предлагать пользователям определенные товары или услуги (которые еще находятся в стадии создания), шансов, что ими заинтересуются, гораздо больше.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
373 просмотра
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.