Переменные и постоянные издержки предприятия

Сократить нельзя оставить. Как оптимизировать издержки компании

Алексей Машинистов 1 октября 2012

Доходность бизнеса зависит от очень многих факторов. Себестоимость производимых товаров и услуг может быть крайне низкой, но продвижение и реализация зачастую требуют больших затрат. Для того чтобы максимально грамотно управлять прибылью, снижая расходы, необходимо оптимизировать издержки.

Переменные и постоянные издержки предприятия

В любом деле неизбежны постоянные издержки. Этот тип расходов компания несет всегда, независимо от того, сколько товара продано в конкретный период времени. Это и аренда помещения, и заработная плата сотрудников, и амортизация оборудования. Сюда же можно отнести, к примеру, и оплату хостинга сайта, поскольку ни одна компания сейчас не может обойтись без своего представительства в интернете.

Переменные издержки растут или уменьшаются прямо пропорционально объему продаж. Большие продажи увеличивают издержки, соответственно, во время спада на рынке издержки уменьшаются. Это происходит потому, что траты идут на непосредственное обеспечение продаж. Переменные издержки включают в себя траты на сырье и материалы для производства готовой продукции, упаковку товара, доставку от производителя, роялти и другие платежи, начисляемые на каждую единицу продукта. В зависимости от типа бизнеса доля переменных издержек может быть разной.

К примеру, в сфере консалтинга оплата работы консультантов происходит по часам, поэтому переменные издержки занимают на этом рынке наибольшую долю. Однако не стоит думать, что низкая доля переменных издержек автоматически ведет к высокой прибыли или наоборот, поскольку на этот показатель сильно влияют постоянные издержки, не зависящие от объемов продаж.

Сложности определения типа издержек

Некоторые издержки сложно отнести к какому-либо типу, но их стоит учитывать при составлении собственной стратегии развития. Например, плата за телефонную связь может состоять из ежемесячной абонентской платы и платы за минуты разговоров по факту или оплаты роуминга сотрудника в командировке. Промышленным компаниям также сложно классифицировать производственные трудовые затраты, поскольку они непосредственно связаны с себестоимостью продукта, но не всегда являются переменными издержками. К примеру, если сотрудник склада за одну смену может упаковать 500 единиц товара и компания платит ему 1000 руб. за эту работу, то в себестоимость единицы продукта следует включить 20 руб.

Но при этом, если завод данному работнику выдает зарплату независимо от того, загружен он работой полностью или частично, эта категория расходов будет относиться к постоянным издержкам. Оплата труда фрилансеров, которых приглашают на конкретный проект, относится к переменным издержкам. Но лишь немногие компании могут позволить себе увольнять и принимать на работу сотрудников в зависимости от объемов продаж. Не стоит забывать, что если работать вбелую, то в случае увольнения необходимо выплатить сотруднику три месячных оклада, а часто и компенсировать неотгуленный отпуск.

Какие издержки предприятия вызывают больше всех проблем?

Самыми проблемными издержками обычно оказываются бюджеты на командировки, продвижение товара, затраты на приобретение внезапно вышедшего из строя инвентаря или офисной техники. Очень многие компании стремятся сократить в первую очередь именно эти траты. Но здесь важно правильно оценить эффективность всех составляющих. Во многих случаях от командировок действительно можно отказаться и использовать современные бесплатные средства коммуникации (например, Skype), позволяющие устраивать видеоконференции и обеспечивающие общение нескольких участников в разных точках земного шара. Ради значительного сокращения издержек многие фирмы отказываются от рекламных кампаний, хотя это очень сомнительный способ экономии, поскольку именно грамотный PR зачастую может вывести продукт на новую высоту.

Пути сокращения издержек предприятия

Некоторые организации пытаются сократить издержки за счет затрат на персонал. Но и здесь нужно быть осторожным. Фактически трудовые затраты — это последнее, что можно пытаться изменить, поскольку сокращение издержек на работников ведет к сильному снижению лояльности сотрудников. И если раньше работники, к примеру, пользовались спортзалом, имели страховку и компенсированное питание, то при отмене этих благ они могут захотеть перейти на другую работу, потому что их вдруг «перестали ценить». А массовая потеря сотрудников может обернуться для предприятия катастрофой. И никакое сокращение издержек уже не поможет остаться на плаву.

Наилучшей категорией для сокращения издержек могут стать расходы на взаимодействие с поставщиками, партнерами, а также с контролирующими органами. Например, перевод общения в электронный формат значительно экономит время сотрудников и повышает их эффективность, снижаются также транспортные расходы на командировки и встречи.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
3284 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.