Правила ведения бизнеса от Фреда Де Люка, основателя Subway

5 ноября 2014

История сети ресторанов быстрого питания Subway началась в 1965 году, когда 17-летний Де Люка вместе с другом решил открыть киоск по продаже сэндвичей. Сегодня сеть Subway насчитывает более 40 000  точек в 108 странах. В США, Канаде и России она вышла в лидеры, опередив McDonald's. В книге «Начни с малого» Фред Де Люка рассказал, что позволило ему добиться такого успеха.

Основатель Subway характеризует свою книгу «Начни с малого» как книгу о надежде. «Тем, кто не только думает, но рискует и делает первый шаг, начиная малый бизнес, эта книга подскажет множество идей и возможностей. Она поможет преодолеть ступор», — пишет он. И это действительно так. Много книг написано о крупном бизнесе, великих корпорациях, и лишь некоторые авторы обращают внимание на  микропредпринимательство, небольшие фирмы, прослеживая их историю развития, подробно останавливаясь на ошибках и полученных уроках, благодаря которым они выходят на лидирующие позиции. При этом у читателя, как правило, остается масса вопросов: нужно ли заранее оценить свои опыт и знания и способности к бизнесу; писать ли бизнес-план; где найти стартовый капитал; стоит ли нанимать бухгалтера; прислушиваться ли к мнению окружающих о бизнес-идее? Сам Фред Де Люка признается, что на большинство этих вопросов даже не пытался искать ответы. Какие-то проблемы он решал в процессе, на какие-то вовсе не обращал внимания. Самое главное — он решился открыть свое дело, сделать первый шаг.

В своей книге Фред Де Люка рассказывает не только о том, как выстраивал империю ресторанов быстрого питания Subway, но и делится историями других предпринимателей, запустивших свое дело при минимуме средств. Некоторым это удалось сделать при наличии всего $200 или вовсе на карманные деньги. В книге описываются пути, по которым развиваются микропредприятия, прежде чем вырастают в серьезный бизнес. Свой пристальный интерес к малому бизнесу Фред Де Люка объясняет просто: «В эпоху децентрализации и разукрупнения предприятий, когда люди, чтобы упростить себе жизнь, переезжают в маленькие города, пришло время микропредпринимателей. Или, точнее, вернулось. Новое тысячелетие вывело их на сцену. Мы ожидаем, что в будущем их станет еще больше».

Сам Фред Де Люка открыл бизнес, имея в наличии весьма скромную сумму — $1000. Да и то эти деньги инвестировал его друг Питер Бак. Первое заведение под названием «Супер Субмарины Пита» открылось в Бриджпорте, штат Коннектикут. Парадокс заключался в том, что стимулом для запуска бизнеса было не желание Фреда Де Люка стать независимым и прославленным предпринимателем, а необходимость заработать немного денег на учебу в колледже. Бизнес не был включен в планы его будущей жизни. Фреда Де Люка приняли в колледж, при этом он параллельно занимался бизнесом, не считая его долгосрочной перспективой или способом сделать карьеру. Но так вышло, что дело его затянуло, и в определенный момент, имея уже несколько успешно функционирующих заведений, основатель Subway наконец-то понял, что делает в этой жизни нечто гораздо более серьезное, чем его сверстники.  

На протяжении всего периода развития компании Subway Фред Де Люка пробовал, ошибался и извлекал уроки. И в книге «Начни с малого» он делится ими с читателями.  

1. Начиная свое дело, быстро принимайте решения: делайте выстрел, а затем по необходимости корректируйте прицел.

«Допустив ошибку, сделав неверное предположение, поставив не стоящую внимания цель, вы можете это исправить — выстрелить снова и корректировать столько, сколько потребуется», — пишет Фред Де Люка. Эта философия используется для роста Subway.

Основатель крупнейшей ресторанной сети уверен: если бы он перед открытием своего дела начал анализировать ситуацию со всех сторон, принялся писать бизнес-план или консультироваться с бухгалтером и юристом, то в любом случае задержался бы на каком-то этапе и не сделал бы первый шаг.

2. В любом бизнесе важны только два основных умения — увеличивать продажи и снижать затраты.

Существуют различные способы увеличения продаж: рекламные кампании, совершенствование обслуживания клиентов, повышение качества продукции и т д. Снижать затраты позволяет закупка сырья по более низкой цене, повышение производительности труда, контроль издержек. Но иногда причины увеличения затрат не столь заметны.

До определенного момента Фреда Де Люка совершенно не волновали финансовые отчеты. И это при том, что он уже был владельцем четырех заведений! Поучительная история произошла в 1967 году, когда вскрылась причина, по которой компания стала тратить больше денег на содовую. Оказалось, что в тот момент, когда сотрудник ресторана готовил сэндвич и поворачивался к покупателям спиной, некоторые незаметно доставали банки из холодильника. Пришлось считать все банки содовой и сравнивать с продажами. С тех пор компания использует в работе отчет WISR для измерения пяти основных составляющих бизнеса: продуктов, хлеба, труда, безалкогольных напитков и денег. Каждую среду каждый франчайзи Subway заполняет WISR, тем самым измеряя эффективность закусочной по сравнению с предыдущей неделей.

3. Эффективность бизнеса определяется должностными инструкциями, степенью делегирования полномочий и правильными людьми для каждого задания.

По мнению основателя Subway, любое дело должно быть хорошо структурировано, чтобы отвечать нуждам компании. Предпринимателям следует научиться передавать полномочия и ответственность сотрудникам. Для этого нужно понимание, что у каждого человека есть свои таланты и его вклад может быть ценнее вашего. Не менее важно нанимать лучших людей, учить их и удерживать в компании.

4. Главное правило бизнеса — всегда иметь деньги и никогда не тратить их полностью.

Правила получения займа основано на двух убеждениях сотрудников кредитного отдела банка: 1) Если вам нужны деньги, то вы их не получите; 2) Если вам не нужны деньги, то вы запросто можете их получить.

Ошибка предпринимателей — в сроках, уверен Фред Де Люка: «Занимайте как можно больше денег прежде, чем они понадобятся, но будьте осторожны с тем, что заняли. Не навешивайте на себя слишком большой долг, не используйте заем как костыль для компенсации плохих результатов бизнеса; не переходите границы и не берите просто так».

5. Стоимость бизнеса прямо пропорциональна количеству клиентов, которых вы заинтересовали и сохранили.

Цель владельца бизнеса — привлечение новых клиентов. Фред Де Люка уверен в том, что всегда срабатывает принцип «знакомство с продуктом — испытание — использование». Сделайте так, чтобы потенциальные клиенты узнали о вашем продукте, побудите их попробовать его и удерживайте, чтобы они возвращались.

3 цитаты из книги

  1. «Слишком часто люди ждут и не начинают бизнес, потому что хотят выйти на рынок с новой идеей, с чем-то, что никогда прежде не делалось, или совершить нечто особенное. Но новые идеи часто не срабатывают или срабатывают недостаточно быстро. Быть лидером тяжело: открывателям новых территорий часто приходится дорого заплатить, прежде чем они получат награду. Если говорить о бизнесе, то он основан на подражании. Оглядитесь вокруг».
  2. «Никогда не забывайте: став владельцем бизнеса, вы автоматически включаетесь в постоянное соревнование с рынком, на котором появляются улучшения, и независимо от того, на каком уровне вы находитесь, внедрение улучшений — ежедневная необходимость».
  3. «Ежедневно привлекать новых клиентов — один из самых важных уроков бизнеса, потому что клиенты — это и есть бизнес. На самом деле ваш единственный актив. Профессор менеджмента Питер Друкер говорит, что у бизнеса только одна цель: создать клиента».

Данные книги

Фред Де Люка «Начни с малого: правила ведения бизнеса от основателя Subway», издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2014
Читайте также:
Как и где открыть ресторан? Советы от вице-президента Subway Russia


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1562 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.