Какие бизнесы больше всего страдают в кризис, кому ждать падения продаж уже в ближайшем будущем и как повысить маржинальность даже при снижающейся выручке?
В первую очередь санкции влияют на бизнесы, связанные с внешним миром. Например, в случае зависимости компании от курса валют. Из-за девальвации рубля, маржа компаний, имеющих в своем портфеле продукты и услуги, себестоимость которых определяется в валюте, резко сокращается, поскольку рынок не позволяет пропорционально поднимать цены, не теряя при этом львиную долю клиентов, уходящих к конкурентам или смещающих свой потребительский интерес в более низкие ценовые сегменты. Сокращение спроса естественным образом влечет за собой и снижение оборачиваемости капитала.
Вторая группа компаний, страдающих от санкций — непосредственно те, на кого наложен прямой запрет работать с тем или иным ассортиментом товаров и услуг. Третья — те, кого санкции заботят лишь косвенно. Например, партнеры и контрагенты корпораций, попавших в «черный список». Санкции, как и любые другие ограничения для бизнеса всегда приводят к негативным, пусть даже медленным, последствиям для многих участников.
Общаясь с коллегами, российскими предпринимателями, я получаю подтверждения, что серьезно продажи падают у автопроизводителей, причем как среди местных, так и среди импортных моделей.
В особо тяжелом положении оказались автомобильные дилеры. Можно ожидать сокращения количества игроков на этом рынке.
Выживут лишь те компании, которые научатся эффективно извлекать прибыль от смежных деятельностей, таких как сервис, продажа б/у автомобилей, запасных частей, страховок, кредитов, дополнительного оборудования.
Также я вижу снижение продаж товаров народного потребления не первой необходимости, особенно страдает сегмент DIY (торговля строительными и отделочными материалами). У банковского сегмента сокращается портфель потребительских кредитов, растет интерес к другим инструментам. Давление испытывает также рынок аренды коммерческой недвижимости.
Но как в любой жизненной ситуации, сложные времена не обходятся без определенных плюсов. Сегодня очень хорошо себя чувствуют компании, предоставляющие юридические услуги и антикризисный консалтинг. Также из-за сильной девальвации рубля постепенно растет сегмент российских производителей, получающих преимущества перед зарубежной продукцией, во-первых, благодаря ответным ограничениям, во-вторых, из-за объявленной сверху политики импортозамещения.
Я всегда считал и продолжаю считать, что как раз тяжелые времена помогают бизнесменам трезвее оценить ситуацию и уделить серьезное внимание внутренним резервам компаний. Ведь не секрет, что производительность труда у российского бизнеса в разы уступает развитым странам. Это как раз то узкое место, где сейчас сохраняется колоссальный потенциал развития.
Нужно начинать автоматизировать как производственные (рутинные) процессы, так и неординарные процессы, связанные с человеческим капиталом.
Кризис в данном случае помогает реструктурировать бизнес, мобилизовать персонал и морально подготовить сотрудников к необходимости повышения собственной квалификации и результатов труда.
За последние годы в мире происходит революция в развитии автоматизированных инструментов коммуникаций, которые помогают быстрее, лучше и качественнее решать вопросы и задачи в компаниях, работать над проектами, согласовывать вопросы, управлять бизнесом. И как раз сегодня самое время воспользоваться моментом для повышения прибыльности и конкурентоспособности компании даже в условиях снижающегося оборота.
Если говорить о проектах, которые следует запускать именно сейчас, во время экономической нестабильности и геополитического кризиса, то я бы посоветовал присмотреться к бизнесам, связанным с облачными ИТ-решениями. Причем абсолютно в любой отрасли — начиная от медицины и заканчивая обучением. Также в ближайшей перспективе может быть успешным запуск производства, полностью локализованного на территории России.
Георгий Гаспарян, генеральный директор компании SyncCloud, основатель «Российского Клуба директоров»
Читайте также:
Санкции и бизнес: кто кого? Мнение предпринимателей