Приобрести, не потеряв. Что нужно учесть при покупке и продаже бизнеса

Валерий Мусколинов 18 октября 2012

При покупке или продаже бизнеса необходимо учитывать множество самых разных факторов. Рестораны и клининговые компании, АЗС и вещевые магазины, туристические бюро и типографии — вообще все фирмы нужно оценивать как по глобальным показателям стоимости активов, инвестиционной привлекательности, перспективам увеличения оборотов и периодам самоокупаемости, так и по более простым, но не менее важным параметрам: месторасположению, срокам аренды помещений и возможности увеличения производственных мощностей.

Очень важно выбрать подходящее время для покупки компании. Многие ждут, пока она потеряет в цене и продажи упадут, например, из-за сезонной потери спроса. Но по признаниям специалистов, лучше покупать фирму, продажи которой находятся на среднегодовом уровне, чтобы после покупки компании на спаде не пришлось искать средства на дотирование вновь приобретенного бизнеса. То же самое и с приобретением компании на пике продаж. Летом, например, возникает ажиотажный спрос на туристические компании, однако как раз после вхождения в дела фирмы, к зимнему сезону, новому владельцу приходится вкладывать деньги в поддержание стабильного состояния компании.

После того как произошла оценка стоимости и перспектив развития компании, начинается юридическое оформление, и здесь необходимо помнить, что разные формы ведения бизнеса предполагают особые процедуры купли (продажи) компании. С 1 июля 2009 года при купле (продаже) долей фирм с формой собственности «ООО» сделка обязательно должна подвергаться нотариальному заверению. И несоблюдение этой процедуры влечет за собой недействительность сделки. Что же касается акционерных обществ, достаточно заключить договор купли-продажи акций, поскольку закон не предусматривает обязательного нотариального заверения сделки. Необходимо лишь обратиться к эмитенту (лицо, осуществляющее ведение реестров акционеров) и зарегистрировать переход права собственности.

При покупке чужого бизнеса стоит также заключить соглашения о скупке предметов интеллектуальной собственности: полезные модели, промышленные образцы и т д.

Кстати, при полной продаже самого распространенного вида малого и среднего бизнеса — общества с ограниченной ответственностью нужно заплатить налог на доход от реализации своих прав в размере 13%. При этом декларацию надо успеть подать до 1 мая года, следующего за годом совершения сделки купли-продажи.

При покупке бизнеса стоит обратить пристальное внимание на наличие у компании нематериальных активов и их состояние. «При заключении договоров, которые будут сопровождать продажу бизнеса, в том числе необходимо заключить и определенные соглашения о скупке предметов интеллектуальной собственности, — пояснил «СКБ Контур» юрист московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев. — Это могут быть и полезные модели, и промышленные образцы, все зависит от специфики самого бизнеса. При этом нужно обратить внимание, чтобы на протяжении всего периода, пока этот объект интеллектуальной собственности использовался, предыдущим владельцем исправно выплачивались все государственные пошлины для поддержания патентов в силе. Потому что это влияет на их действие и при покупке может выясниться, что данный объект интеллектуальной собственности уже не охраняем государством».

Что же касается бренда, за который многие компании просят баснословных денег, и здесь нужно убедиться, что товарный знак (словесное, изобразительное или комбинированное обозначение) зарегистрирован в Роспатенте должным образом. «Правила применяются те же, что и при скупке предметов интеллектуальной собственности, и здесь необходимо заключать договоры отчуждения товарного знака. То есть происходит смена собственников самого товарного знака. А раскрученность или нераскрученность бренда проверяется маркетинговыми исследованиями. Если человек принял решение о покупке бизнеса, он наверняка имеет представление о том, насколько этот бренд знаком потребителю», — уточнил юрист.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2075 просмотров
В избранное
1 комментарий Написать свой
Я работаю на крупнейшей российской площадке по продаже бизнеса и могу сказать, что в кризис, как ни странно, очень выгодно покупать бизнес. Есть немало причин, по которым собственнику срочно нужно продать действующий бизнес, и он готов существенно уступить в цене реальному покупателю.
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.