Региональный интерес. Почему для запуска проекта иногда лучше выбрать провинцию

Валерий Мусколинов 23 октября 2012
Региональный интерес. Почему для запуска проекта иногда лучше выбрать провинцию

Москва и Санкт-Петербург уже не являются идеальными городами для ведения бизнеса. Как отмечают многие эксперты, несмотря на многолюдность столицы и города на Неве, а также относительное богатство их жителей, в остальном эти субъекты малопривлекательны для предпринимателей. Здесь высокие арендные ставки и административные барьеры. Конечно, эти два города хороши тем, что имеют прекрасную инфраструктуру, но и другие регионы сейчас могут похвастаться наличием больших транспортных узлов и продвинутых технопарков.

Все большее внимание стартаперов и бизнесменов со стажем завоевывает Казань. В России это чуть ли не самый продвинутый в техническом отношении регион: едва ли не два десятка технопарков и индустриальных парков, технополис и все условия для развития. Кстати, нынешний министр связи Николай Никифоров, наладивший самый грандиозный региональный проект «Электронное правительство», именно оттуда. Значит, все-таки условия и кадры для развития высокотехнологичного бизнеса в регионе неплохие. Екатеринбург и Новосибирск также перспективные регионы для технологических компаний. Во всех этих субъектах арендная плата за офисы существенно ниже, чем в Москве, дешевле хозяйственные расходы и оплата труда. Квалифицированных кадров хватает и в провинции, единственное неудобство состоит в том, что инвесторы все-таки пока сосредоточены в столице.

Но ничто не мешает компании создать небольшой офис в Москве или Подмосковье, а основное производство разместить, например, в Нижнем Новгороде, который, судя по рейтингу журнала Forbes «30 лучших городов для бизнеса — 2012», находится на пятом месте. Первый по привлекательности — Сочи. По оценкам экспертов, он показывает лучшее соотношение кадры — налоги — доступность финансовых ресурсов — инфраструктура — административные барьеры. Не исключено, что это связано с предстоящей зимней Олимпиадой, которая дает шанс предпринимателям раскрутиться за счет идущих в регионе строек. Следом за Сочи в рейтинге лучших городов для бизнеса по версии Forbes — Уфа, Челябинск и Тюмень.

Преимущество ведения коммерческой деятельности в регионах заключается в том, что конкуренция там значительно ниже.

Федеральный портал малого и среднего предпринимательства дает несколько иную статистику. На первое место ученые все-таки ставят Московскую область, и только потом идет Краснодарский край. Подмосковье действительно благоприятный регион для ведения бизнеса. Цены там пока еще ниже, чем в Москве, к тому же новое правительство региона обещает в срочном порядке заняться привлечением инвесторов и создавать индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы и инновационные центры. Хорошие показатели по наличию недвижимости и инфраструктуры, людским и финансовым ресурсам показывают Ставропольский край, Белгородская, Астраханская, Самарская и Калужская области. Но при выборе региона для ведения бизнеса иногда важнее учитывать климат, природные условия, привычки местных жителей. Открывать, к примеру, тюнинг-центр для BMW на Дальнем Востоке довольно рискованно — найти клиентов будет очень сложно.

Преимущество ведения коммерческой деятельности в регионах заключается в том, что конкуренция там значительно ниже. И если бизнес-идея необычна или вообще уникальна, есть шанс поднять хороший капитал на развитие. Кроме того, продвигаясь в разные регионы, компания расширяет суммарный объем рынка сбыта, а значит, в какой-то степени страхует риски ведения коммерческой деятельности, имея разные категории клиентов.

Нельзя не вспомнить о таком факторе, как коррупция, которая традиционно сильнее проявляется в крупных городах. Получить разрешение на строительство какого-либо объекта в Москве несравнимо тяжелее, чем в любом другом городе страны. Обилие чиновников и инстанций, которых надо пройти для согласования любой бумаги в столице, также питает коррупцию и отталкивает инвесторов. Поэтому начать бизнес, к примеру, в Челябинской области с благоприятным бизнес-климатом намного легче и дешевле.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
283 просмотра
В избранное

Комментарии

1 комментарий Написать свой
В целом, все правильно. Выйти на рынок где-то в регионах действительно проще, часто можно получить реальную и материальную помощь от местных властей. Кроме того, одна из эффективных стратегий конкурентной борьбы (или защиты, если угодно) - это делать продукт местным, "затачивать" под менталитет жителей региона, и в идеале, иметь низкие издержки на логистике (мы же знаем все тропы в родном крае :). Также, для нового бизнеса есть преимущество в том, что свежий взгляд на рынок позволяет значительно оптимизировать новорожденный бизнес. Хорошее чтиво на эту тему "Стратегия голубого океана".
Тем не менее, когда речь идет о веб-сервисах продаваемых по модели SaaS, выход только на регион нежелателен. Из-за малого масштаба, затраты на поддержку и процесс продаж могут превысить доход от, собственно, самих продаж сервиса. Ведь, чтобы продукт покупали в регионах цена должна быть приемлемой, а потенциальных клиентов как правило в разы меньше, чем в столицах.
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.