Фонды венчурных инвестиций — наиболее развитый в России источник финансирования стартап-проектов. Только в 2010 году в них было аккумулировано $16,8 млрд, а годом ранее эта цифра составляла $15,2 млрд, по оценкам РАВИ.
По приблизительным подсчетам Fast Lane Ventures, объем реальных инвестиций (публичных и скрываемых) в российские интернет-компании и стартапы мог составить около $500 млн в 2010 году и $1 млрд в 2011 году.
Привлечение инвестиций от венчурных фондов
В посткризисных 2009–2010 годах привлечь инвестиции от венчурных фондов было затруднительно. В прошлом году ситуация стала более благоприятной. Стартапам, ищущим финансирование и не имеющим известных покровителей (менторов), эксперты рекомендуют обращаться в российские фонды, так как иностранные пока еще все-таки считают рынки других стран более привлекательными. Несмотря на то что внимание инвесторов к России усиливается с каждым годом, реальных случаев получения денег от иностранцев российскими командами единицы.
Фонды венчурных инвестиций бывают полностью частные или с государственным участием. К примеру, Российская венчурная компания создает венчурные фонды, капитал в которых частично предоставлен государством, частично — коммерческой компанией или банком. Каждый из образованных таким путем фондов действует автономно. Примеры частных фондов — Almaz Capital Partners, Венчурный фонд компании ФИНАМ и другие.
Фонды венчурных инвестиций отличаются по профилю инвестирования, размеру капитала, отраслевым предпочтениям. Как правило, на сайте каждого фонда есть список того, что необходимо указать в резюме проекта, которое предприниматель направляет впервые. Бывает, что прямо на сайте предлагается заполнить форму с большим количеством пунктов. Общие вопросы, которые необходимо подготовить для взаимодействия с любым фондом, следующие:
- Проблема, которую решает проект, и возможности, которые создает продукт для клиентов. То есть короткое описание рыночной ситуации, отражающее причину того, почему идея должна выстрелить.
- Описание решения для устранения существующих проблем. Состояние этого решения (есть ли прототип, начались ли продажи).
- Рынок, конкурентный ландшафт, ключевые тренды, государственное регулирование рынка.
- Стратегия продаж и дистрибуции продукта.
- Возможность защиты интеллектуальной собственности.
- План выхода на точку самоокупаемости.
- Ключевые члены команды, их опыт и навыки.
- Финансовый план на три-четыре года, включающий предполагаемые объемы выручки, операционные расходы, а также изменение капитализации компании (то есть ее рыночной стоимости).
Не стоит составлять единое резюме и делать веерную рассылку по фондам. Это не самый эффективный путь. Прежде чем обращаться в конкретный венчурный фонд, стоит изучить его предпочтения. К примеру, «Максвелл биотех» инвестирует только в медицинские высокотехнологичные стартапы и биотехнологии, а Almaz Capital Partners финансирует ИТ-проекты по построению платформ с потенциалом роста до миллиардной капитализации.
На какой стадии венчурные фонды готовы вкладываться в проект?
Есть фонды, которые готовы вкладываться в проекты на самой ранней стадии (pre-seed), а другие предпочитают фазу расширения, когда продукт уже продается и стартапу нужны деньги для выхода на следующий уровень и преодоления «долины смерти».
Нужно обратить внимание, что у фондов есть собственные представления о том, какую сумму фонды готовы вложить в один проект. И это касается как максимального размера возможных инвестиций, так и минимального. К примеру, есть фонды, которые не будут даже смотреть на проект, который просит меньше, чем они готовы вложить. Так, стартап, запрашивающий $200 тыс., не имеет шансов в фонде, инвестирующем от $5 млн сразу.