Москва, 2012

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

100 000

Стартовый капитал

Полгода

Окупаемость

Riccioli: как открыть модное ателье в Москве

24 декабря 2014

Анна Цветкова и Мария Савицкая около года назад открыли модное ателье в Москве. Сначала они хотели продавать готовую одежду, но поняли, что индивидуальный пошив более востребован. «Контур.Журнал» расспросил хозяек ателье о том, для кого они создают свои модели, как привлекают и удерживают клиентов и почему нужно дружить со своими конкурентами.

Ателье Riccioli – участник конкурса «Я — бизнесмен 2014». Видео можно посмотреть по ссылке.

Как все начиналось

Мария:  Мне 26 лет. Я окончила Институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Никакого отношения к пошиву одежды я не имею,  хотя раньше у меня был свой интернет-магазин, который специализировался на индийской одежде. Я долго продавала готовую одежду, но при этом всегда  хотела заняться продажами вещей, сделанных своими руками.  Сама я не могла воплотить это в жизнь, но я была знакома с Аней. В какой-то момент мы встретились и решили запустить этот проект.

Анна: Я окончила текстильный университет имени Косыгина, со своими коллекциями участвовала во многих конкурсах. Например, в конкурсе «Русский Силуэт» при поддержке Татьяны Михалковой. Восемь финалистов устраивали общий показ на Mercedes-Benz Fashion Week Россия, в том числе и я. Это был мой первый опыт на большой сцене. После окончания университета год  я проработала в компании «Модный Континент» как дизайнер бренда Incity.

Мария:  Мы встретились, когда Аня еще училась, а я уже закончила обучение. Тогда у меня уже был магазин, я послушала ее рассказы о жизни и спросила, почему она участвует в стольких конкурсах и не делает ничего своего.   

Анна: Да, Маша спросила, почему я ничего не продаю,  а я тогда даже не понимала, как можно продать коллекцию. У меня не было никаких коммерческих идей. И мы совместили умение продавать и умение что-то придумывать. Когда я уволилась из  Incity, изначально мы не хотели делать ателье, планировали шить коллекции и продавать  их. Но люди хотели более индивидуальную работу, просили добавить какие-то детали к готовым изделиям. Мы поняли, что ателье — достаточно востребованное направление и что нам по силам его открыть.

Мария:  Мы развивали направление индивидуального пошива: постепенно стали работать с мужскими и детскими моделями. Делали образы «мама и дочка», одежду для пар. Аня сама вышла замуж в прошлом месяце, и мы постарались не выходить за рамки основной цветовой гаммы — коричневых и молочных тонов.

Анна: Хотелось по-максимуму сочетать  образы, чтобы они перекликались и смотрелись органично. Нашли оригинальное решение: из достаточно плотной ткани платья сделали бабочку жениха.  Было очень интересно. Такие же идеи мы предлагаем клиентам. Например, сейчас мы шьем коллекцию для свадьбы в шотландском стиле.

Нужно дружить с другими ателье

Мария:  На старте мы вложили по 20 000 руб., чтобы отшить первую коллекцию. Нас предупреждали, что в январе будет очень мало клиентов. Но все клиенты пришли к нам именно в этом месяце. Тогда же мы арендовали помещение на Тульской.

Сейчас часто говорят, что наступил кризис, поэтому клиентов очень мало, но у нас все хорошо. Сложнее найти сотрудников. Тогда все силы мы тратили на то, чтобы найти и собрать клиентскую базу. Когда у нас появилась эта база, мы поняли, что хороших мастеров не так много, их очень сложно найти, а удержать еще сложнее. Мы идем на различные компромиссы в отношениях с собственными работниками, они обычно совмещают работу у нас с другой работой.   

Сейчас у нас в команде 13 человек. Есть две девочки-помощницы, которые учатся в том же университете, который заканчивала Аня. Это неплохая практика для них, они делают какую-то мелкую работу, набивают руку. Еще с нами работают три конструктора, все остальные — портные. У всех ателье общие проблемы с нехваткой портных, поэтому мы не конкурируем, а скорее сотрудничаем с другими ателье и дизайнерами, обмениваемся клиентами, сотрудниками, опытом.

Важно сохранить лояльность клиентов

Анна:  В среднем наши платья стоят 8 000 — 10 000 руб. Поначалу, когда цены были ниже, к нам приходило много студенток. Сейчас приходят женщины постарше — от 25 до 50 лет. К нам часто обращаются клиентки с нестандартной фигурой: в обычном магазине они не могут себе ничего подобрать, но хотят выглядеть красиво. Они обращаются к нам и как к стилистам.

Мария: Есть женщины, которые приходят отшивать себе целый гардероб, потому что они так привыкли. Есть фанатики, которые сами ищут брендовые ткани с интересными расцветками, орнаментом, фактурой, и потом мы вместе с ними создаем гардероб на лето или осень. Чаще приходят клиенты, которым нужно отшить платье на какое-то мероприятие: юбилей, свадьбу.  Многие шьют платья типа «мама-дочка» или заказывают для племянниц. Мне очень нравится, когда к нам приходят маленькие модницы.

Мария: На нас работает «сарафанка». Это было нашей целью: изначально мы хотели все сделать качественно, чтобы человек вернулся к нам еще раз, чтобы другие люди увидели на нем изделие и тоже захотели сшить платье у нас. Мы очень дорожим своими клиентами. Когда мы повышали прайс, боялись, что старые клиенты уйдут, но понимали, что, если мы его не повысим, работа нас накроет, мы просто не осилим такой поток. Мы понимаем, что есть портные попроще, и некоторым девушкам-выпускницам просто не нужно такое качество пошива и такие материалы, которые предлагаем мы. На деле оказалось, что многим клиентам дорого наше  отношение и понимание того, что они действительно хотят, осознание, что им все сделают действительно качественно и вовремя, не сорвут сроки. Поэтому они пережили  повышение цен и остались.

Анна: Любой бизнес так или иначе сталкивается с трудностями. Ничего особенного в этом нет. Нам хочется, чтобы события развивались быстрее. Надо искать какие-то компромиссы в работе, бережно относиться к сотрудникам, потому что на рынке очень мало хороших портных и конструкторов. 

Материалы и цены

Мария:  Есть оптовые базы, на которых мы закупаем ткани. Они очень разные. Бывает, что ткани выдают за итальянские, а на самом деле они китайские. Ездить в другую страну специально за тканями мы не видим смысла из-за объема — у нас ведь не крупное производство. Почти все российские дизайнеры, как и мы, закупаются в российских точках. После того, как мы стали шить мужскую одежду, мы стали заказывать дорогие английские ткани, которые обладают особыми свойствами — не мнутся и не пропускают воду.

Анна:  Все зависит от сложности изделия, типа ткани, количества ручной работы. Цена может сильно варьироваться — сейчас у нас в работе два костюма ценой в 60 000 руб. Обычно мы стараемся уложиться в среднюю цену, но все зависит от запросов.  Иногда нам приносят изделия из других модных домов и мы понимаем, что сотрудничаем с очень хорошими портными и конструкторами, поэтому наши изделия в плане качества опережают многие другие.

Мария: Первые два месяца мы выезжали к клиентам домой или звали их к себе. Позже нашли помещение по приемлемой цене — в центре и не очень далеко от дома. Место удобно расположено, нравится клиентам, потому что туда можно добраться на метро и на машине. Мы вложили в аренду все деньги, которые накопили и заработали. Нам было боязно, но отступать было некуда. В ателье ничего не было, даже зеркала. Когда приходили клиенты, мы снимали их на телефон, потом показывали, как изделие на них смотрится. Что-то приносили из дома, собирали по знакомым.  Подержанные машинки искали на досках объявлений. Многие ателье сейчас расформировываются, сбывают оборудование по низкой цене, чтобы быстрее его продать. Мы поймали этот момент. 

Индивидуальный подход

Анна: Все силы сейчас уходят на то, чтобы обрабатывать индивидуальные заказы. Иногда мы создаем отдельную коллекцию специально для клиентов.  Сейчас для женщин нестандартных размеров мы шьем коллекцию, которая подчеркент их достоинства и скроет недостатки. Это тоже творчество.

Когда мы заканчиваем  мини-коллекции, мы фотографируем их и показываем в каталогах и на сайте, чтобы заинтересовать клиентов свежей информацией. Многие люди  приходят и спрашивают: «То, что я видел на сайте, — ваша работа? Я думал, вы просто берете картинки из интернета».  

Анна: Из регионов в основном заказывают детские платья. Уже несколько раз мы отправляли заказы в Израиль и Санкт-Петербург. Мы сразу отказываемся делать сложные свадебные и вечерние платья, которые нужно сажать на фигуру. Если я понимаю, что человек не может приехать на примерку, хотя бы на одну, я не соглашаюсь брать заказ.  Летом мы случайно встретили девушку, которая через интернет заказала где-то свадебное платье. Перед самой свадьбой ей прислали совсем не то, что она ожидала получить.  Она просила нас помочь. Кроме того, я не уверена, что клиент сможет правильно снять мерки — у всех портных свои методы.  Без проблем мы отправляем простые изделия — юбки, отработанные модели, детские модели из стрейчевых тканей.

Мария: У нас уже больше 400 клиентов, мы хотим развиваться дальше. Может быть, откроем свой дом моды. Пока рано об этом говорить. Мы будем больше работать с регионами, когда будем делать больше готовых вещей. А пока мы отсылаем в основном юбки и детские вещи.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1154 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Услуги
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.