Не обязательно иметь крупную фирму или быть монополистом на своем рынке, чтобы зарабатывать. Нередко пробивается и малый бизнес — если в основе его лежит гениальная, а главное — полезная для людей идея, уверен Степан Павлов, который строит галокамеры по всей стране. О том, как он стал зарабатывать на соли, предприниматель рассказал «Контур.Журналу».
Игра в пещеры
Идея делать соляные пещеры, в народе называемые «галокамерами», пришла после того, как был проанализирована экология города Кемерово. Здесь много шахт, химических заводов и мало оздоровительных учреждений, поэтому жители часто болеют, среди них высок процент тех, кто страдает онкологическими заболеваниями. Мне хотелось сделать что-то, что помогло бы местным жителям поправить здоровье без таблеток и химических препаратов. Конечно же, хотелось быть еще и своего рода первооткрывателем — создать что-то, в чем я был бы первый на рынке и в городе, желательно с минимальным стартовым капиталом.
В детстве я с родителями отдыхал в санатории, там я увидел соляную пещеру. Как сейчас помню: она на меня произвела огромное впечатление. Так мне пришла идея заниматься соляными пещерами, и я открыл первую в Кемерово.
Изучив рынок и почитав отзывы, я пришел к выводу, что самый авторитетный игрок на этом рынке — Санкт-Петербургский институт профилактической медицины, который изготавливает аппараты для соляных пещер с 1974 года. Оказалось, что в ту соляную пещеру, в которой я был в детстве, оборудование устанавливал тоже этот институт.
Недолго думая, я позвонил туда, пообщался с руководителями, рассказал о том, что хочу создать пещеры и закупить у них оборудование. Так я стал первым дилером и получил все привилегии как первый заказчик оборудования из Сибири.
Бюджет у меня был маленький, поэтому я договорился о рассрочке на аппарат, а саму пещеру решил строить собственными силами. Технологию мне тоже предоставили в Петербурге.
Аппарат обошелся в 210 000 руб., а постройка пещеры — в 150 000 руб., включая цену на материалы и мебель: соль, формы из гипсокартона, подсветку, стулья, телевизоры, ресепшен и прочее.
Стартовые вложения я получил от продажи гаража и участка в Барнауле — 360 000 руб. Эти инвестиции оправдались в полной мере: уже за 2013 год обороты составили 7 млн, а в 2014-м — 13 млн. Я был полностью вовлечен в процесс создания пещеры, так что за три месяца стройки изучил все от и до, учел все ошибки, и у меня получилось.
Соль земли
Соляная штукатурка, по сути, является буферной емкостью, способствующей поддержанию асептических условий среды. В помещении соляной пещеры создается особая лечебная среда, основанная на свойствах отрицательных ионов соли, аэроионов, которые, проникая в дыхательные пути, очищают их, убивают патогенную флору, уменьшают воспалительные процессы, замедляют вегетативные функции, нормализуют обменные процессы организма, оказывают косметическое воздействие на кожу. Помимо постоянных гипоаллергенных и гипобактерицидных аэрозолей терапевтическое воздействие достигается и за счет свето-аудио-видеоэффектов, которые наполняют атмосферу комнаты отблеском заката или радостного утреннего рассвета, шумом морского прибоя, пением птиц или шелестом листвы.
Длинный список полезных свойств сухой морской соли здесь приводится не случайно. У меня есть конкуренты в этой нише, но соляные пещеры сухого типа — это новшество, которое имеет важное конкурентное преимущество. Если человек нездоров, то во влажной атмосфере воздушно-капельным путем это передается окружающим, ведь пещеру одновременно посещают несколько человек. Высокодисперсные частицы сухого соляного аэрозоля обеззараживают и проникают даже в самые глубокие отделы дыхательных путей.
Для усиления лечебной воздушной среды и создания микроклимата в спелеопещере применяется специальное оборудование, которое насыщает воздух мелкодисперсными частицами соляного аэрозоля — аэрогалитом. Планетарная мельница измельчает соль до наномикрон, а аппарат подает эту мелкодисперсную соль в комнату. Эта разработка и была запатентована Санкт-Петербургским профилактическим институтом медицины. Получается, я стал единственным в Кузбассе дилером, кто может эту установку продавать и обслуживать.
Самое главное: люди воспринял идею на ура. Они заходили, интересовались — даже без рекламы. Когда я дал рекламу, а проект вышел на стартовую мощность, строительство моей пещеры окупилось буквально за три месяца.
Мы сделали также детский уголок, ведь основная целевая аудитория — дети дошкольного и школьного возраста. Наши пещеры работают по принципу кинотеатра: оплата идет либо за разовый сеанс, либо за абонемент на 10, 15, 20 сеансов в зависимости от заболевания (лечение или профилактика). Как правило, клиентам намного удобнее использовать абонемент.
Неорганический рост
Поначалу я активно использовал рекламу, но старался сделать ее необычной. Так, например, придумал акцию, разместил ее на квитанции за ЖКХ на лицевой стороне и распространил в своем районе. Еще были листовки возле крупных больниц и детских садиков. Реклама на специализированных сайтах для родителей тоже хорошо сработала, многие из тех, кто был, хвалили и рассказывали, как помогло лечение. Затем я создал сайт-визитку в интернете.
После реализации первого проекта я решил, что могу строить на заказ соляные пещеры для больниц и детских садов. Строил уже с учетом изученных ошибок, так что получалось гораздо быстрее и красивее. Вторая пещера была на заказ в городе Омске. На данный момент число построенных соляных пещер нашей компании достигает 50 штук по всей России.
Основной доход идет со строительства соляных пещер, франшизу я не продаю — пока она бесплатна, потому что для меня сейчас гораздо важнее расширение сети.
Сегодня главная ценность не в деньгах, а в здоровье. И это рождает новый экономический сектор. Люди, независимо от своего дохода, думают, как укрепить свое здоровье, и делают это вне медицинских учреждений. В 2010 году я приехал в Кузбасс из Алтайского края и не мог не отметить местную экологическую ситуацию: регион сильно загрязнен — шахты, заводы, химические производства… Спортивные клубы, выбор качественного сбалансированного питания, витамины, минералы — все это есть в индустрии wellness, помогающей поддерживать состояние организма в равновесии. Так что все еще впереди.
P.S Не позорьтесь, уже давно клиент может ознакомиться с компанией через руспрфиль, а не картинками пещер которые вы выставляете за свои.