Тайный сбор сведений о разработках конкурентов — обычное дело и в масштабах отдельных фирм, и в масштабах целых стран. Чертежи, готовые образцы, компьютерные файлы с составом тех или иных продуктов представляют особую ценность для любой из компаний, которая занимается производством, будь то косметическая фирма или специализирующаяся на кремах от морщин.
Год от года происходят грандиозные скандалы, в которых крупные фирмы обвиняют сильнейших конкурентов в промышленном шпионаже, например Hewlett-Packard против Dell или производители кукол Барби Mattel против изготовителей кукол Братц компании MGA. В США такие истории сопровождаются многомиллионными исками, но корпорации по-прежнему тратят на разведку огромные средства, поскольку, только выудив секретные сведения, можно почти гарантированно убрать конкурента с рынка.
Заполучить ноу-хау конкурента можно несколькими способами, например переманив его сотрудника или внедрив в предприятие соперника своего агента. Современный промышленный шпионаж отличается тем, что носит в основном информационный характер, выведать замыслы становится все легче, ведь они не носят материального характера, к тому же люди в целом становятся более открытыми, многие описывают каждый свой шаг в социальных сетях, не забывая рассказать какую-нибудь историю и о работе.
Промышленный шпионаж может привести злоумышленников к уголовному делу, которое может завершиться судимостью и лишением свободы на срок до семи лет.
Существует несколько способов проведения промышленного шпионажа. Самый безобидный — изучение опубликованных документов конкурентов: отчетов, выставочных проспектов, бюллетеней и прочих материалов. Бывают и ложные переговоры, в ходе которых якобы очень заинтересованный будущий партнер выманивает какую-то информацию у компании, однако это не очень эффективно: мало кто раскрывает значимые секреты при первой встрече с человеком, а риски довольно велики. Подкуп, шантаж, кража, прослушка и слежка — слишком экстремальные способы получения информации, какой бы значимой она ни была, к ним прибегать не стоит.
Часто объектом внимания конкурентов становится непосредственный руководитель фирмы или даже отдельного проекта. Чтобы перебить козыри конкурентов, начинается сбор сведений именно о начальнике. Это, кстати, может оказаться довольно легко сделать через секретаря. Как известно, ресепшен — главное место получения информации и сплетен абсолютно в любой фирме. Поэтому, выбирая сотрудника на эту должность, лучше заранее проверить человека всеми доступными способами (естественно, законными), включая профили в соцсетях, на предмет связи с лицами из конкурирующих структур. Некоторые компании даже проводят так называемые тесты на вшивость.
После того как сотрудник проработал в фирме какое-то время, ему делается не совсем справедливый выговор или, например, налагается штраф. После этого, пока он находится в негодовании, к нему подсылают незнакомого человека, который предлагает сотрудничество, то есть просит сливать информацию за вознаграждение. Реакция сотрудника в этот момент показательна: он может сразу отказать, или согласиться, записать контакты мошенника и передать их в службу безопасности фирмы, или — наиболее печальный вариант — согласиться и перейти на сторону псевдоконкурента.
Чтобы избежать риска утечки информации, следует сразу же, с момента прихода в фирму нового сотрудника, предупреждать его о возможных последствиях подобных сделок. Это не просто внутрикорпоративные санкции, а уголовное дело, которое может завершиться судимостью и лишением свободы на срок до семи лет, если незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, было совершено из корыстных побуждений, причинен крупный ущерб, повлекший тяжкие последствия. Кстати, еще в прошлом году максимальное наказание за эти деяния предусматривало до десяти лет лишения свободы, однако парламентарии, очевидно, сочли это слишком строгим наказанием за предательство корпоративных интересов и уменьшили срок.