5 советов, как «влюбить» инвестора в свой проект

Дмитрий Пшенин 27 февраля 2015

Принято считать, что в России много денег и мало хороших проектов. На самом деле хороших проектов более чем достаточно. Наша площадка StartTrack позволяет зарабатывающим стартапам и частным инвесторам найти друг друга, но дело не всегда доходит до заключения договора. Ведь даже самый многообещающий проект может «слить» сделку из-за мелких недочетов.

Чтобы сделка не сорвалась, стоит знать, на что смотрят инвесторы, когда отбирают проекты.

Итак, вот 5 полезных советов:

1. Создайте правильное первое впечатление

В венчурной среде есть поговорка, что инвестор «влюбляется» не в проект, а в фаундера. Так как основное впечатление о человеке складывается во время первой встречи, в первые 30 секунд, крайне важно тщательно подготовиться к «свиданию» с инвестором.

Во-первых, не стоит забывать о простых формальностях: аккуратности, пунктуальности и хорошем расположении духа. Во-вторых,  потенциальный совладелец проекта смотрит на две вещи — экспертизу CEO и воодушевленность тех, кто стоит во главе проекта. Инвестор должен видеть, что основатели (как правило, один из них еще и гендиректор) компетентны в своей сфере.

Желательно продемонстрировать знание рынка на первой же встрече. Если это, к примеру, фарма, то можно показать знание законодательства в этой области. Важно также показать, что у вас есть некий vision — представление о том, как ваш продукт или услуга изменит рынок, до каких масштабов вырастет компания. Инвестор хочет видеть «горящие глаза». Чем более красивую картинку о будущем проекта вы нарисуете, тем лучше. Именно этот эмоциональный заряд, как правило, заставляет инвестора «влюбиться» в проект.

2. Объясните цифры

Эмоции важны, но после первой волны эйфории, вызванной воодушевляющим рассказом о вашем гениальном проекте и его умопомрачительных перспективах, любой здравомыслящий инвестор спустит вас на землю, то есть спросит о цифрах. Обычно у любого стартапа есть, куда улучшать метрики. Тут крайне важны два момента: у проекта как минимум должна сходиться unit-экономика (если говорить по-русски, то сумма, получаемая с клиента, должна превышать расходы на его привлечение). Иначе дополнительные деньги приведут только к масштабированию убытков. Второй момент связан с тем, что цифры сами по себе могут казаться не очень «аппетитными»: например, в один месяц выручка растет, а в следующем — резко уменьшается. Причина может быть в сезонности рынка или в том, что проект заранее собрал предоплату с клиентов, а теперь сфокусирован на выполнении обязательств. Словом, вы должны уметь объяснять цифры, то, что они означают и почему именно такие в данный момент времени.

3. «Нарисуйте» бизнес

Хороший фаундер — тот, который может нарисовать свой проект на листе А4. В современном мире информационного шума крайне сложно донести до другого человека любую информацию. Особенно словами. Поэтому умение показывать на схемах, в виде картинок и майнд-карт, может сыграть хорошую службу.

Когда на встрече основатель может визуализировать свой бизнес (как он работает, какие у него целевые группы и прочее) в виде схем и шаблонов на чистом листе бумаги, собеседнику гораздо легче понять, что проект продает, кому и как. Можно, конечно, показать презентацию продукта на компьютере, но внимание слушателя может рассеяться. Так что, если решите сделать презентацию, лучше сделайте ее короткой. А еще лучше прийти на встречу с тестовым образцом того, что вы делаете. Например, если ваш бизнес заключается в том, чтобы рассылать коробки с новинками косметики по базе подписчиц, на встречу с инвестором можно захватить одну из таких коробок.

4. Потратьтесь на дизайн

Почему у ухоженных девушек больше поклонников, чем у тех, которые не особо следят за собой, даже если исходные данные у всех примерно одинаковы? Так же и с бизнесом. Как показывает практика, при не сильно отличающихся метриках и динамике роста одни проекты интересны большему количеству инвесторов, чем другие. У нас есть проект с талантливыми фаундерами, хорошей unit-экономикой, но инвесторы его как будто игнорируют.

Безусловно, главное в проекте — способность зарабатывать деньги. Но красивый дизайн (внимание: красивый не всегда означает дорогой) привлекает больше внимания. Кроме того, грамотный дизайн предполагает не только эстетику визуальных образов, но и функциональность. Это означает, что нужную информацию легко найти, по визуальным образам легко понять, какую ценность несет проект.

5. Не тормозите

Часто случается, что проект очаровал инвестора, тот уже готов подписывать договор, переводить деньги. Но... сделка срывается. А все потому, что не успели выслать дополнительные материалы/отчеты/документы в течение недели/месяца. Это кажется мелочью, но именно из-за элементарной забывчивости, небрежного отношения к «бюрократии» фаундеров, часть сделок так и не завершается. Получается, что время и силы потрачены впустую, нужно искать нового инвестора, начинать все сначала.

Если собеседник попросил скинуть информацию, скажем, о юрлице на почту, нужно сделать это сразу же после встречи или даже во время нее. Как показывает практика, то, что не было сделано в течение 3-х дней, не будет сделано никогда. Вряд ли вы сами стали бы давать в долг человеку, который бросает слова на ветер и не выполняет обещаний в срок.

Дмитрий Пшенин, директор по развитию бизнеса StartTrack

Читайте также:

Как прокачать стартап и сделать его интересным для инвестора

ТОП-5 перспективных направлений для запуска бизнеса в 2015 году

Как открыть бизнес в Гонконге

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
800 просмотров
В избранное
Документовед
Документовед

Автоматическая подготовка документов для открытия и ведения деятельности компаний

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.