На расширенном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике, в котором участвовало Минтруда, руководитель ведомства Максим Топилин заявил, что в настоящее время значительное увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) невозможно, сообщает ТАСС.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию и снижение уровня доходов граждан, министерство не видит условий для существенного увеличения МРОТ. По мнению министра, свести размер МРОТ с уровнем прожиточного минимума можно только одним способом — путем совмещения федерального размера минимальной зарплаты с районными повышающими коэффициентами. Однако решение, как этого добиться, пока не выработано. У профсоюзов и работодателей, с которыми ведется обсуждение, разные позиции по этому вопросу. Им не удается достичь договоренностей. Поэтому никакого резкого роста МРОТ в России ожидать не приходится.
МРОТ с 1 января 2015 года
Согласно закону №82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда», уровень МРОТ в России должен ежегодно устанавливаться на основании уровня инфляции и других статистических показателей.
МРОТ с 1 января 2015 года составил 5 965 руб. Таким образом, повышение было произведено на 7,4%, что соответствует фактическому уровню инфляции в 2014 году. Ранее предлагалось увеличить размер МРОТ в 2015 году до 6 200 руб., однако от этой идеи в итоге отказались.
К 2018 году уровень МРОТ по всей стране должен сравняться с прожиточным минимумом, который в среднем составляет около 8 000 руб. С этой целью разработан специальный план поэтапного доведения МРОТ в России до величины прожиточного минимума. Как ранее отметила Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ, на реализацию этого проекта уйдет порядка 5,6 млрд руб., из них 5 млрд руб. – за счет государственного сектора. По оценкам Минтруда России, повышение МРОТ в 2015 году затронуло более одного миллиона человек, из них 75% – работники государственных учреждений.
Стоит отметить, что в регионах, согласно Трудовому кодексу, могут быть введены собственные законы о минимальной заработной плате. Это позволяет субъектам РФ, у которых высокий прожиточный минимум трудоспособного населения, определять более высокий по сравнению с федеральным МРОТ уровень минимальной заработной платы в регионе. В то же время, если в регионе не установлен свой размер минимальной оплаты труда, необходимо ориентироваться на федеральный. Работодатель, выплачивающий сотрудникам зарплату ниже МРОТ, очень серьезно рискует (ответственность — от выплаты денежной компенсации до лишения свободы).
МРОТ необходим для регулирования оплаты труда. Его размер оказывает существенное влияние на низкооплачиваемых работников, а также получателей различных пособий, в том числе и пособия по временной утрате трудоспособности. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.
Величина прожиточного минимума — стоимостная оценка потребительской корзины, обязательных платежей и сборов. Она определяется Росстатом на душу населения и по основным социально-демографическим группам, исходя из фактических данных об уровне цен на продукты питания, товары, услуги и расходов по обязательным платежам и сборам за прошедший квартал.
Прожиточный минимум в России в расчете на душу населения в 3-м квартале 2014 года составлял 8 086 руб. (стоимость потребительской корзины — 7 509 руб., расходы по обязательным платежам и сборам — 577 руб.). Доходы ниже прожиточного минимума имели 16,6 млн человек (11,5% населения РФ).