Известный бизнес-консультант и опытный предприниматель в своей книге «Бизнес: Restart. 25 способов выйти на новый уровень» обращает внимание на самые распространенные ошибки, которые тормозят бизнес, и делится развернутыми планами действий, как выбираться из сложных ситуаций.
Проблемы бизнеса: что не замечают предприниматели?
Барри Мольц посвятил свою книгу владельцам малого бизнеса, которые уже достигли определенных результатов и, пытаясь сделать рывок и продвинуться на следующий уровень, упираются в невидимую стену. Автор приводит в книге 25 проблем предпринимателей и способы их решения. Среди наиболее распространенных проблем: продажа продукта, который можно приобрести дешевле; рекламирование только свойств продукта; страх отказа, мешающий продавать; использование социальных медиа безо всякой стратегии; найм слабых сотрудников и др. Однако в целом все эти проблемы охватывают несколько основных аспектов развития бизнеса. Они касаются продаж и маркетинга, менеджмента, финансовых вопросов, работы с социальными медиа и обслуживания клиентов.
Одна из основных ошибок владельцев малого бизнеса заключается в том, что они относятся к своего делу, как к работе, то есть они так отчаянно хотят заработать деньги, что в итоге перестают слышать клиентов. Бывает и так, что, однажды достигнув успеха в бизнесе, предприниматели думают, что это будет повторяться снова и снова. Некоторые застревают на том, что просто не отдыхают, постоянно отказывают себе в отпуске, так как боятся отстать от дел. Не менее опасно думать о том, что быть успешным в бизнесе — значит принимать на себя риски. Такая установка в конечном итоге заставляет тратить понапрасну ресурсы. Но возникает и множество других проблем. Некоторые владельцы малого бизнеса способны сформулировать для себя эти проблемы, чтобы начать с ними работать. Но большинство других бизнесменов даже не подозревают, что им мешает развиваться дальше. Если прочитать книгу Барри Мольца полностью, то можно прийти к осознанию того, что вы стали жертвой распространенных проблем малого бизнеса.
Остановимся на двух проблемах бизнеса и алгоритмах их решения.
Как научиться читать финансовые отчеты?
Некоторые предприниматели боятся документов с цифрами. Да и зачем им беспокоиться, когда есть бухгалтер, который периодически рассказывает все, что нужно. Из-за того, что не проверяются финансовые документы и нет представления о реальных цифрах, деловые решения принимаются вслепую.
Другая крайность — принятие финансовых решений на основе эмоций. Это приводит к займам, расходованию денег и в итоге ввязывает предпринимателя в долги.
Наконец, вы не делитесь финансовой информацией с сотрудниками, потому что боитесь их реакции.
8 шагов для выхода из тупика
1. Нужно научиться читать отчет о прибылях и убытках.
Необходимо понимать такие термины, как доход, себестоимость реализованной продукции, валовая прибыль, общие расходы, чистая прибыль.
2. Нужно научиться читать балансовый отчет, чтобы видеть, насколько у компании есть возможности оплачивать свои долги.
Вам придется разбираться в следующих терминах:
- активы (денежные средства, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы, основные средства)
- обязательства (кредиторская задолженность, займы)
- капитал (акционерный капитал, нераспределенная прибыль)
3. Следует научиться ежемесячно проверять финансовые отчеты.
Обратите внимание на три критерия, раскрывающих важную информацию о состоянии компании: коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент заключенных сделок в CRM-системе и 10 самых важных клиентов.
4. Не позволяйте большим деньгам превратить вас в глупца.
Финансовый успех может вскружить голову, но не стоит вливать деньги в решение тех проблем, которые можно преодолеть творчески. Не забывайте о том, что нужно экономить.
5. Сначала созидайте и только потом богатейте.
Одним словом, нужно сначала создать ценность бизнеса, и только тогда кто-то захочет купить его.
6. Устанавливайте бюджет дважды в год.
Распространенная ошибка — неправильное использование бюджета. Если его подгонять под результаты каждого месяца, то толку будет мало. Планировать бюджет необходимо в начале финансового года.
7. Делитесь финансовой информацией с сотрудниками.
Для чего это нужно? Чтобы люди видели прямой финансовый результат их усилий. При этом важно быть откровенным и честно делиться информацией о том, как компания зарабатывает деньги и куда они расходуются. Сотрудники могут высказывать различные точки зрения, и это будет только плюсом этого подхода.
8. Увольте бухгалтера, который не работает на вас.
Существует несколько признаков, которые указывают на то, что с бухгалтером следует расстаться: он не растолковывает финансовые результаты, не помогает увеличивать налоговые вычеты, не перезванивает своевременно, не разбирается в конкретной сфере.
Что делать с завышенными постоянными накладными расходами?
В данном случае в тупик вас могут загнать несколько моделей поведения: если ваши прогнозы продаж и расходов не оправдываются; если вы позволяете контролировать чековую книжку своему эго; если вы не понимаете разницу между постоянными и переменными издержками; если вы не представляете расходы на всех своих сотрудников.
6 шагов для выхода из тупика
1. Осваивайте прогнозирование.
Полезно научиться предсказывать объемы продаж и расходов. Но для этого нужен опыт. Проанализируйте прошлые показатели и посмотрите, какие изменения могут повлиять на будущие продажи и расходы.
2. Учитывайте не только зарплату, но и все расходы на персонал.
Не стоит забывать о том, что оклады — это только часть расходов на персонал. Помимо них есть еще ряд других расходов: доля работодателя в налоговом бремени с фонда заработной платы, оплачиваемый отпуск, льготы и бонусы, инструменты и оборудование, обучение персонала и т д.
3. Увеличивайте количество сотрудников, приносящих прибыль.
4. Разберитесь, что такое максимальное задействование сотрудников.
Недостаточное задействование сотрудников, чьи услуги включаются в счета, выставляемые клиентам, — это главная причина низкой маржи валовой прибыли у сервисных компаний.
5. Разберитесь, какие постоянные издержки являются необходимыми.
6. Следите за тем, чтобы издержки оставались переменными.
Данные книги
Барри Мольц «Бизнес: Restart. 25 способов выйти на новый уровень», издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2015