Друг оказался вдруг. Стоит ли затевать бизнес с друзьями?

Семен Плетнев 4 декабря 2012
Друг оказался вдруг. Стоит ли затевать бизнес с друзьями?

Многие считают, что создавать бизнес с друзьями — значит или испортить с ними отношения, или запороть идею открытия компании вовсе. Но во все времена люди открывали бизнес как раз с теми, кому доверяют. Даже классическая формула основного источника инвестирования — 3F (family, friends, fools) — предполагает друзей как один из наиболее очевидных вариантов для бизнес-сотрудничества. Конечно, в том, что личные отношения в плоскости бизнеса превращаются в сугубо рабочие, серьезное испытание для основателей компании. Но если знать о рисках, можно избежать ошибок, которые могут стать фатальными и для дружбы, и для дела. Несколько советов, собранных от разных успешных предпринимателей, помогут избежать проблем в будущем.

Договориться «на берегу»

Условия партнерства обязательно должны быть зафиксированы на бумаге, как бы партнеры друг другу ни доверяли. Память человека несовершенна, в ретроспективе желаемое может показаться действительным. Если предприниматели договорились о конкретных долях и обязанностях, нужно оформить соглашение и заверить его у нотариуса. Возможно, этот жест сейчас покажется чрезмерным, но спустя какое-то время важность и обоснованность этих мер объяснять уже будет не нужно.

Предусмотреть возможные сценарии

Какие функции будет выполнять каждый из партнеров при различных вариантах развития событий? Что будет, если один партнер заболеет и не сможет уделять внимание компании? Если в фирму обратится покупатель или сильный сотрудник, желающий получить опцион, какую долю будет должен отдать каждый из партнеров? Такие вопросы следует заранее продумать и зафиксировать на бумаге.

Собственные потребности компании

Любая организация проходит различные жизненные этапы, которые характеризуются определенными качествами. Существуют разные классификации этих периодов роста, о них можно прочесть в специализированной литературе (наиболее распространена теория Ицхака Адизеса). В любом случае, если дело успешно, наступает переломный момент, когда компания из маленькой, домашней, фирмы превращается в серьезный бизнес. Эту трансформацию можно заметить по ряду признаков. Вначале любая компания — это группа людей, объединенных общей целью. Должностные обязанности сотрудников не закреплены жестко, один человек может подменить другого, даже если отвечает за другое поле деятельности. В офисе обычно царит атмосфера драйва и дружбы, отношения руководителя и подчиненных неформальные. Управление компанией — прямое, то есть директор непосредственно влияет на все процессы.

Важно быть готовым отойти в сторону, когда придет время.
И конечно, об этом тоже нужно договориться заранее.

На втором этапе, когда бизнес достаточно вырос, ручной режим управления становится невозможным. На этом этапе умирает очень много проектов. Необходимо выстраивать организационную структуру компании, четко определять должностные обязанности, выстраивать систему мотивации, внедрять дисциплину. Как правило, в этот момент основатели нанимают стороннего менеджера для управления, а сами уходят в стратегическое руководство.

И этот переломный этап является очень сложным для друзей, которые когда-то с нуля построили компанию. У бизнеса появляются потребности и требования к ее владельцам. Выросший проект требует более серьезных компетенций в области управления. Обычно кто-то из партнеров берет на себя функции директора с самого начала, а теперь их нужно кому-то отдать, потерять влияние, снова завоевывать авторитет, а не получать его по умолчанию. Важно быть готовым отойти в сторону, когда придет время. И конечно, об этом тоже нужно договориться заранее.

В редких случаях старый директор к этому моменту успевает получить дополнительное образование, развить в себе качества лидера и навыки руководства. Тогда, конечно, можно обойтись без отстранения от дел, ограничившись наймом консультантов.

Без сомнений, отношения друзей, которые создают общий бизнес, сильно меняются. Но есть множество примеров компаний, в которых старая команда работает много лет и сохраняет дружбу. Есть и другие примеры, когда отношения действительно разрушились. Но на вопрос, стоит ли заводить бизнес с друзьями, все-таки можно ответить уверенное «да». Ведь в ином случае отношения также подвергаются испытанию: новое дело меняет его создателя и отнимает львиную долю времени.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2587 просмотров
В избранное
Бухгалтерия
Бухгалтерия

Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.