Реорганизация и перепрофилирование предприятия — СКБ Контур

Перемен требуют. Как реорганизовать и перепрофилировать бизнес

13 декабря 2012 5 257

Рыночная ситуация имеет свойство постоянно изменяться. Соответственно, чтобы быть успешными, компаниям нужно подстраиваться под те или иные условия ведения бизнеса. Изменения незначительного характера происходят в каждой компании регулярно, но, как показывает практика, в последнее время руководителям приходится реорганизовывать свой бизнес глобально.

Зоя Молчанова

Одной из основных предпосылок масштабных организационных изменений становится повышение операционной эффективности компании, которая зависит от роста конкуренции в отрасли. Немаловажными обстоятельствами являются также привлечение инвестиций, частичное или полное перепрофилирование предприятия, расширение филиальной сети и выход компании на новые рынки. Процессы слияния и поглощения (M&A) тоже занимают свою нишу в ряде оснований для перепрофилирования организаций: часто именно объединение группы небольших компаний в одну крупную является наиболее удачным маневром для завершения изменений.

Основные составляющие реорганизации предприятия

На фоне транснациональных корпораций-гигантов, которые могут позволить себе размеренный процесс изменений, отечественный бизнес не позволяет национальным компаниям изменяться медленно. К тому же комплекс мер, которые должны быть приняты, чтобы в сжатые сроки и при минимальных затратах совершить преобразование, должен учитывать и то, что все это будет происходить без прекращения функционирования компании. То есть важен последовательный подход. При реорганизации необходимо учитывать по крайней мере три основные составляющие процесса изменений, которые одинаково важны для перепрофилирования предприятия:

  • Целевая составляющая преобразований. Определяет, какое предприятие должно получиться в конечном итоге, чего нужно ожидать от компании и какие цели она должна преследовать. Эта составляющая должна быть продумана еще до начала перепрофилирования предприятия.
  • Организационная составляющая. Определяет сценарий дальнейшего развития компании, максимально учитывая все плюсы и минусы, механизм контроля и риска.
  • Социальная составляющая. Определяет организацию управления коллективом на этапе преобразований. Обычно должна учитывать варианты преодоления противодействия коллектива спланированными преобразованиями, PR внутри компании, становление новой корпоративной культуры и т д.

Оценка эффективности перепрофилирования предприятия

Чтобы определить примерные масштабы преобразований, нужно понимать, насколько выгодно перепрофилировать то или иное предприятие, рассчитать размер бюджета, сколько времени это займет и с кем необходимо будет сотрудничать. На российском рынке процесс реорганизации предприятия может длиться в среднем около одного-двух лет. На примере сделки M&A перепрофилируемой компании-производителя с международной компанией можно выявить некоторые полезные факторы, которые необходимо учитывать. При интеграционном процессе, как правило, существует два способа перепрофилирования. Первый состоит в насаждении поглощаемой компании технологии работы, в его процессе обострено противодействие коллектива, происходит массовое увольнение сотрудников. Второй способ можно назвать более гибким, когда поглощаемая компания сохраняет определенную административную ответственность, но выдвигается ряд жестких требований, которым ей нужно соответствовать. И компания должна за определенный промежуток времени доказать свою эффективность.

Успех преобразований зависит как от опыта управленцев, их осуществляющих, так и от знания ими специфики отрасли и национальных особенностей. Чаще всего преобразования происходят при активном содействии консалтинговых компаний. Далее, если компания собирается выходить на международные рынки, необходимо найти инвестора. Кстати, при поддержке международной корпорации, сотрудничестве с иностранным инвестором шансы на то, что перепрофилирование пройдет успешно и по плану, всегда выше. Внутри поглощаемой компании всегда продолжают работать ключевые сотрудники — программисты, архитекторы, менеджеры, консультанты. Главный офис осуществляет мониторинг хода преобразований, участвует в согласовании его планов и бюджета.

И ключевое, о чем следует помнить, — что все технические работы, которые могут быть отданы на аутсорсинг, должны быть отданы на аутсорсинг. Это даст возможность сотрудникам реформируемого предприятия сфокусироваться на решении других, более важных, задач.

Перепрофилирование предприятия требует индивидуального подхода

Ни в коем случае не стоит копировать схему преобразований других компаний, которые пришли к успеху. Это чревато провалом, так как процесс реорганизации сугубо индивидуален. Цели преобразований должны быть совместимы с возможностями того или иного бизнеса. Многие считают, что самый важный фактор в процессе глобальных изменений — организационный. Несомненно, ни один проект не может быть успешным после реорганизации, если не был проведен под строгим контролем руководства. Но типичной ошибкой является недооценка социальной составляющей. Естественно, сложившийся коллектив на установленных ранее правилах принимает сторону противодействия изменениям, ведь нарушенная стабильность влечет за собой неопределенное будущее. В этом случае важно донести до сотрудников задачи и цели компании после изменений, значение и выгоду преобразований касаемо коллектива.

Очевидно, что успешное перепрофилирование бизнеса приносит компании прибыль, следовательно, и успех как на отечественном рынке, так и при участии в процессах евроинтеграции. Каждой компании при составлении целей на конечный результат важно в итоге получить импульс к развитию. Практика показывает, что наиболее удачные преобразования совершаются в тех компаниях, которые уделяют одинаковое внимание и технической стороне изменений, и управлению человеческими ресурсами. Исходя из того что каждый бизнес уникален, а каждый руководитель выбирает единственно правильную стратегию наиболее эффективного управления предприятием, процесс реорганизации в любом случае требует индивидуальных подходов. Расставив приоритеты и имея при этом надежный тыл в лице осведомленных сотрудников, руководитель заранее обеспечивает половину успеха своему перерожденному предприятию.

Зоя Молчанова
Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий