Калуга, 2014
Стартовый капитал 300 000 ₽
Окупаемость за год
Молодому программисту из Калуги Никите Сторожуку всего 19 лет, но за его плечами уже несколько удачных проектов. Самый масштабный — сеть кофеен формата «кофе с собой» Coffee Like. Также он основатель ИТ-студии Neuron Web, организатор технологического хакатона Hack Weekend, владелец коворкинга «Стартап Мастерская» и тренингового центра «Школа бариста».
Никита Сторожук — финалист конкурса «Я бизнесмен — 2015» (спецноминация от ФРИИ). Видеоролик можно посмотреть по ссылке.
О том, как вести бизнес в 19 лет, почему иногда сотрудники — самая слабая сторона проекта, как преодолеть отставание в технологической сфере в провинции, Никита Сторожук рассказал в интервью «Контур.Журналу».
Сосредоточиться на главном
Сейчас я учусь на 4 курсе в колледже на отделении управления, на факультете «Информационные системы». Бизнес я начал, когда мне было 15 лет. Тогда я стал вести первую серьезную коммерческую деятельность — зарабатывал деньги, чтобы мне самому хватало на жизнь. После окончания школы я переехал в Калугу.
К учебе у меня отношение специфическое. Я думаю, учиться нужно в основном для того, чтобы завести полезные связи и знакомства. Сейчас я стараюсь совмещать бизнес с учебой, стараюсь не прогуливать занятия. Главный навык, который я вынес из учебы в колледже: нужно уметь сосредотачиваться на важном и отбрасывать ненужное. Кому-то это может показаться банальным, но для меня это принципиально.
Я долго сомневался, стоит ли мне брать франшизу Coffee Like. Даже задумывался о том, чтобы бросить колледж. Я не представлял, где взять 300 000 руб. для запуска бизнеса. В 18 лет я получал примерно 30 000 руб. в месяц за сайты, которые делал. Больших денег у меня не было.
В январе 2014 года я встретил парня, который мне рассказал про проект Coffee Like. Позже нашел инвестора, который захотел вложиться во франшизу на старте. Я ездил в Ижевск, чтобы лично познакомился с основателем Coffee Like Аязом Шабутдиновым и его командой и обсудить все нюансы.
Как работает Coffee Like
В Калуге нет «Кофе Хауза», но есть «Шоколадница». Пить кофе там достаточно дорого, поэтому наш проект с ней успешно конкурирует.
Поначалу клиенты, приходя к нам за кофе, часто задавали один и тот же вопрос: «Где у вас можно посидеть?» Мы отвечали: «Нигде, у нас же формат coffee to go». Люди не понимали, что мы имеем в виду.
Coffee Like в моей практике пока самый масштабный проект. Сейчас в нашей команде работают 11 человек: я, бухгалтер, администратор и другой персонал. У меня есть сотрудница, из которой я вырастил администратора с нуля, теперь она заменяет меня во всех делах.
Сразу после запуска проекта мы купили в одной раскрученной группе в соцсети «ВКонтакте» несколько постов за тысячу рублей. Листовки, баннеры и наружная реклама не оказались так эффективны, как продвижение в соцсети. Очень хороший отклик сегодня идет из Instagram: публикация поста моментально дает 200 лайков. Сейчас у нас есть своя группа во «ВКонтакте», которая набрала около 1800 подписчиков.
Франшизу Coffee Like мы запустили 11 месяцев назад, сейчас выручка проекта составляет около 600 000 руб. Мы хотим выйти на оборот в 1 млн, уверен, что нам удастся достичь этого показателя. Почти за год работы мы открыли 7 точек, 3 точки закрылись, не прижились в спальных районах, 4 продолжают работать. Последняя, которую мы открыли совсем недавно, приносит выручку 100 000 руб. в месяц.
Нам есть куда развиваться. Если в городе будет больше таких людей, как я, то и бизнес-среда станет лучше. Недавно мы открыли школу бариста, чтобы научить людей готовить качественный кофе. Я сам изучил весь процесс от начала до конца, и теперь мы открыты для всех — и для будущих потенциальных сотрудников, и для тех, кто просто хочет научиться варить кофе.
Идеальные сотрудники — редкость
Как-то я нанял на работу своего друга, думал, что он хорошо будет справляться с работой. Он перешел все границы, забыл о том, что я работодатель, а не просто знакомый. И я его уволил. Все люди, которые работают со мной сейчас, пришли к нам по объявлению.
Моя основная проблема — это мои сотрудники. Приведу простой пример: если кто-то опаздывает на работу в офис, это никак не влияет на прибыль. У нас все наоборот. Если человек привык пить кофе каждый день в одно и то же время, приходит к нам и видит, что заведение закрыто, на месте нет обслуживающего персонала, но при этом написано, что оно работает с 7:00 до 19:00, он наверняка пожалуется. Люди очень быстро распространяют негативную информацию и привыкли расстраиваться из-за любого пустяка — например, если им не налили сироп в кофе.
Но бывают и приятные исключения. На «Бизнес-карусели» Владимир Маринович и Руфат Гусейнов из петербургской школы «Старт» разбирали мой кейс. Владимир Маринович в прямом эфире задал мне вопрос, уверен ли я в своих сотрудниках, и предложил позвонить и проверить их. Я набрал номер своей сотрудницы, сказал: «Люба, сейчас с тобой поговорит человек». И все. Он включил громкую связь, начал дразнить ее провокационными вопросами, предложил перейти на новую работу с зарплатой в 50 000 руб. Люба ответила, что ее все устраивает. Скорее всего, она отказалась от предложения о работе, потому что обо всем догадалась и знала, что я на мероприятии. Как бы там ни было, но после этого случая она долго у нас работала и проявила себя как хороший сотрудник.
Как бороться со стереотипами
Мне 19 лет и я ношу очки — все это определяет отношение людей ко мне и рождает множество стереотипов. К примеру, арендодатель может предложить одну цену мне и совсем другую — моему деловому партнеру, который приходит без меня. Потом, когда мы приходим вместе, он начинает извиняться и говорить, что ошибся в расчетах. Я долго думал, как мне к этому относиться, что делать, общался со знакомыми молодыми предпринимателями. Один из них сказал мне, что к этому можно только привыкнуть.
Когда в налоговую отчитываться о зарплатах приходит 19-летний парень, на него смотрят косо. Первое время мне было некомфортно, что все поставщики и сотрудники старше меня. Постепенно я с этим смирился.
Я с 13 лет интересуюсь информационными технологиями, знаком со всеми руководителями ИТ-компаний города и области и могу оценить то, насколько атмосфера в Калуге благоприятна для программистов и технологических компаний. Точно могу сказать, что Калуга отстает от Москвы и Санкт-Петербурга примерно лет на пять во многих сферах. К примеру, если в Москве бум на коворкинги уже спадает, то у нас он только начинается. В нашем коворкинге, хотя он и небольшой, все места всегда заняты или заранее раскуплены под мероприятия.
Также и в технологической сфере: если посадочные страницы (лэндинги) в Москву пришли уже давно, то к нам только год назад. У нас есть предприятия, которые зарабатывают большие деньги на банальных вещах — делают блог человеку за энную сумму денег, например. И он платит, потому что не знает, сколько это должно стоить на самом деле. Можно продать одну и ту же услугу одному и тому же человеку за 3000 и 30 000 руб.
У меня есть клиент, который продает железобетонные конструкции. Очень хорошо помню, как сложно мне было объяснить ему, зачем ему сайт и как настроить «Яндекс. Директ», чтобы о нем узнали клиенты. Когда мы сделали сайт, даже с тем дизайном, который он выбрал, пошли десятки заявок. У него был шок, он спрашивал меня: «Почему телефон разрывается, что ты сделал?»
Но постепенно город развивается. Мы уже пару раз проводили хакатон в Калуге, он показывает очень хорошие результаты. В последний раз в нем участвовали крупные компании — Mail.ru, «Яндекс», Microsoft, ФРИИ.
Планы на будущее
Я всегда стараюсь передать второстепенные задачи другим людям и высвобождаю себе время на решение масштабных и серьезных задач. Именно так я хочу развивать свой бизнес. Я человек, который может успешно стартовать. Копаться в рутине и операционных делах — это не для меня.
У меня множество разных планов. Недавно я выиграл неделю обучения от ФРИИ в Москве, где меня научили трекингу, собирать и обучать команды, подсчитывать конверсию и многому другому. Теперь я хочу открыть бизнес-акселератор в своем коворкинге. Поскольку я хорошо знаком практически со всеми руководителями ИТ-компаний и бизнесменами в городе, то могу легко познакомить желающих с нужным человеком, организовать встречу. Также я подумываю о своем турагентстве. Да, кризис в отрасли есть, но рынок не умер, ведь люди все равно путешествуют.
Оправляйте отчетность в контролирующие органы через интернет