Семь навыков высокоэффективных людей по Стивену Кови — СКБ Контур

Семь навыков высокоэффективных людей по Стивену Кови

17 сентября 2020 4

Книга «Семь навыков высокоэффективных людей» уже много лет является настольной для миллионов предпринимателей по всему миру, а её автор Стивен Кови входит в число 25 самых влиятельных американцев по версии журнала Time.

Стивен Кови считает, что наше видение мира полностью зависит от восприятия окружающего. Чтобы изменить ситуацию, мы должны изменить себя, а чтобы изменить себя, мы должны иметь возможность изменить своё восприятие.

В наши дни люди ищут быстрые решения. Заметив успешного человека, команду или организацию, они спрашивают: «Как вы это делаете? Научите меня своим приемам!». Но секреты и приемы, которые мы ищем, надеясь сэкономить время и усилия и при этом достичь желаемого результата, приводят лишь к краткосрочным решениям. 

Проблема заключается в том, как мы видим проблему, — пишет Кови. — Чтобы добиться истинных изменений, мы должны претерпеть смену парадигмы — фундаментально изменить себя, а не просто своё отношение и поведение на поверхностном уровне.

В процессе работы над книгой Стивен Кови проанализировал жизненные пути многих великих людей и сформулировал семь основных принципов, приверженность которым является основой успешной самореализации. 

  • Привычки № 1, 2 и 3 направлены на самообладание и переход от зависимости к независимости.
  • Привычки № 4, 5 и 6 связаны с развитием навыков командной работы и сотрудничества, а также с переходом от независимости к взаимозависимости.
  • Привычка № 7 направлена ​​на постоянный рост и совершенствование и соединяет в себе все остальные привычки.

1. Будьте проактивны

Мы выбираем сценарии, по которым проживаем свою жизнь. Помня об этом, нужно проявлять инициативу и брать на себя ответственность за выбор.

Но есть люди с реактивным мышлением, они занимают пассивную позицию. Таким людям свойственны фразы: «Я ничего не могу сделать», «Я такой, какой есть». Они думают, что проблема существует отдельно от них, и поэтому чувствуют себя жертвами обстоятельств, выходящих из-под контроля.

В противовес им проактивные люди считают, что именно на них лежит ответственность. То есть они обладают «способностью реагировать», которую Кови определяет как умение выбирать, как вы будете относиться к определенной ситуации.

Ещё он обращает внимание на Круги влияния и Круги забот.

Круги забот — это повседневные проблемы, на которые тратится энергия. В пределах Кругов забот находится Круг влияния — это то, что подчиняется нашему контролю.

Для проявления инициативы мы должны сосредоточиться на Круге влияния. То есть нам нужно работать над тем, с чем мы можем что-то делать. Положительная энергия, которую мы проявляем, заставит наш Круг влияния расширяться.

С другой стороны, реактивные люди сосредотачиваются на факторах, которые находятся в их Круге заботы, а не в Круге влияния. И это приводит к обвинению внешних факторов, проявлению отрицательной энергии и сокращению Круга влияния.

2. Начинайте с конечной цели

Кови говорит, что мы можем использовать наше воображение для формирования видения о том, кем мы хотим стать. Также мы можем опираться на совесть, чтобы решать, какие ценности будут определять наш жизненный путь.

Большинству из нас довольно легко занять себя. Мы много работаем, чтобы добиться результатов — продвижения по карьерной лестнице, более высокого дохода, общественного признания. Но мы редко задумываемся о том, чем мы платим за свои победы. Мы не спрашиваем себя, действительно ли то, на что мы тратим своё внимание, важно для нас.

Во всем, что мы делаем, должна лежать цель. Она помогает убедиться, что мы предпринимаем шаги в правильном направлении. Особенно это важно для бизнеса — начинать с конечной цели. Быть менеджером — это значит повышать эффективность. Но быть лидером — это в первую очередь формировать стратегическое видение для организации и задавать вопрос: «Чего мы пытаемся достичь?».

Прежде чем мы начнем ставить и достигать цели, мы должны уметь определять наши ценности. Этот процесс может предполагать некоторую переработку сценария — это необходимо для того, чтобы иметь возможность отстаивать личные ценности.

Переработка предполагает распознавание неэффективных сценариев и изменение этих сценариев путем написания новых, основанных на наших собственных ценностях.

Также важно определить так называемый Центр. Все, что находится в центре нашей жизни, будет источником нашей безопасности, руководства, мудрости и силы.

Центры влияют на нас фундаментально — они определяют наши повседневные решения, действия и мотивации, а также интерпретацию событий.

Однако Кови отмечает, что ни один из Центров не является оптимальным и потому лучше сосредотачиваться на принципах. Мы должны определить вневременные принципы, по которым должны жить. Это даст нам ориентир для сравнения своего поведения с личными убеждениями и ценностями.

3. Ставьте главное на первое место

Чтобы эффективно управлять собой, мы должны уметь выделять самое важное. Но чтобы правильно расставлять приоритеты в повседневных задачах, нужно обладать дисциплиной. При этом обращать внимание стоит на самое важное, а не на самое срочное.

Предыдущий навык (определение конечной цели) связан с выявлением ценностей и пониманием того, что мы хотим достичь. Умение ставить главное на первое место заключается в стремлении к целям и решению приоритетных задач изо дня в день.

Быть дисциплинированным на пути к целям помогает сила воли. Важно действовать в соответствии с нашими ценностями, а не вспыхнувшими желаниями или кратковременными импульсами.

compass

Экономьте время на поиске потенциальных клиентов. Повышайте эффективность продаж за счет сегментации и анализа B2B-рынка.

Все задачи можно разделить на две категории: срочные и важные. Они укладываются в специальную матрицу тайм-менеджмента. Та система распределения задач, которую предлагает Стивен Кови, фактически совпадает с матрицей Эйзенхауэра.

4. Думайте в духе «выиграл/выиграл» (Win-Win)

Чтобы установить эффективные взаимозависимые отношения, мы должны стремиться создавать беспроигрышные ситуации. Такие ситуации взаимовыгодны для каждой стороны.

По мнению Стивена Кови, существует шесть парадигм взаимодействия между людьми:

  1. Беспроигрышная ситуация (Win-Win): выигрывают оба. Соглашения или решения взаимовыгодны и удовлетворяют обе стороны.
  2. Выигрыш-проигрыш (Win-Lose): если один выиграет, то другой проиграет. В таких ситуациях люди склонны использовать положение, власть, полномочия и личные качества, чтобы добиться своего.
  3. Проигрыш-выигрыш (Lose-Win): если один проигрывает, то другой выигрывает. В этой ситуации люди быстро примиряются и ищут силы в признании.
  4. Проигрыш-проигрыш (Lose-Lose): оба проигрывают. Когда взаимодействуют два решительных, упрямых, эгоистичных человека, результатом становится проигрыш для обеих сторон.
  5. Победа (Win): люди с таким менталитетом не обязательно хотят, чтобы кто-то проиграл — это для них не имеет значения. Важно, что они получают то, чего хотят.
  6. Взаимная выгода или отсутствие сделки (Win-Win or No Deal): если вы не можете достичь взаимовыгодного соглашения, то сделка срывается.

Лучший вариант — создавать беспроигрышные ситуации. С помощью парадигм Win-Lose или Lose-Win только одна сторона получает то, что она хочет в данный момент, но результаты негативно повлияют на отношения между участниками сделки в будущем.

Вариант Win-Win or No Deal важно использовать в качестве запасного. Когда мы держим его в своей голове, это освобождает нас от необходимости манипулировать людьми и продвигать наши собственные планы. 

Важный фактор в беспроигрышных ситуациях — это поддержание Менталитета изобилия или вера в наличие много чего для всех.

Большинство людей действуют, имея Менталитет дефицита — им трудно делиться признанием или заслугами и искренне радоваться успехам других людей.

В условиях межличностного лидерства оказывается, чем более искренними мы являемся, тем выше уровень нашей активности; чем больше мы стремимся к беспроигрышному варианту, тем сильнее наше влияние.

Чтобы достичь беспроигрышного варианта (Win-Win), сосредоточьтесь на результатах, а не на методах, на проблемах, а не на людях.

5. Сначала стремитесь понять, затем — быть понятым

Прежде чем давать совет, предлагать решение или каким-либо образом взаимодействовать с другим человеком, мы должны попытаться глубоко понять его точку зрения через эмпатическое слушание.

К сожалению, в повседневном общении с другими мы часто предлагаем решение до того, как диагностируем проблему. Мы не стремимся сначала вникнуть в ситуацию.

Стивен Кови призывает стремиться к пониманию, а для этого сначала надо научиться слушать. Требуется фундаментальный сдвиг парадигмы. Ведь большинство людей слушают с намерением ответить, а не понять. 

Когда мы слушаем человека с учетом собственной биографии (другими словами, исходя из нашей собственной точки зрения), мы склонны реагировать одним из четырех способов:

  1. Оценка: соглашаемся или не соглашаемся с тем, что сказано.
  2. Исследование: задаем вопросы с учетом собственной системы взглядов.
  3. Совет: даем советы на основе собственного опыта.
  4. Интерпретация: пытаемся выяснить мотивы и понять поведение человека на основе наших собственных мотивов и поведения.

Но если мы заменим эти типы реакции эмпатическим слушанием, мы увидим кардинальные улучшения в общении.

6. Достигайте синергии

Сочетание всех перечисленных ранее привычек способствует формированию привычки № 6 — стремление к синергии. Стивен Кови описывает её так: синергия — это «когда один плюс один равно трем или более, а целое больше, чем сумма его частей».

Синергия важна, поскольку позволяет находить альтернативы и открывать новые возможности. Её суть заключается в оценке различий между людьми — ментальных, эмоциональных и психологических. Когда мы узнаем чью-то иную точку зрения, то можем отреагировать так: «Интересно! Вы видите это по-другому! Поделитесь своим видением!».

Сначала мы стремимся понять, а затем находим пользу в различных точках зрения, чтобы создавать новые возможности и беспроигрышные результаты.

Если вы думаете по принципу Win-Win и стремитесь понимать людей, то вы можете объединить свои желания с желаниями другого человека или группы. И тогда вы окажетесь не на противоположных сторонах проблемы, а на одной стороне, при этом вы будете все вместе анализировать проблему, понимать потребности и работать над созданием альтернативы, которая устроит всех.

В такой атмосфере создается ощущение доверия и безопасности. Мы побуждаем других стать предельно открытыми и делиться друг с другом знаниями и идеями.

Синергия позволяет:

  • расширять свою точку зрения за счет понимания других людей;
  • избегать негативной энергии и искать в других хорошее;
  • проявлять смелость во взаимозависимых ситуациях, чтобы быть открытыми, поощрять других быть открытыми;
  • стимулировать творческий потенциал и находить альтернативное решение, которое будет лучше для всех.

7. Затачивайте пилу

Для поддержания эффективности мы должны уметь восстанавливаться — физически, духовно, умственно и социально. Это позволит нам улучшить способность практиковать каждую привычку.

Физический параметр

Цель постоянного физического совершенствования — тренировка нашего тела таким образом, чтобы повысить способность работать, адаптироваться и получать удовольствие.

Чтобы «обновить» себя физически, мы должны:

  • хорошо питаться;
  • отдыхать и расслабляться;
  • регулярно выполнять упражнения для развития выносливости, гибкости и силы.

Уделяя внимание физическому параметру, мы тем самым влияем на привычку № 1 (проактивность). Мы действуем исходя из ценности благополучия, а не реагируем на внешние силы, которые нам мешают это делать.

Духовный параметр

Цель обновления нашего духовного «я» — обеспечить контроль над собственной жизнью и укрепить приверженность своей системе ценностей.

Чтобы «обновить» себя духовно, мы можем:

  • практиковать медитацию;
  • общаться с природой;
  • читать хорошую литературу, слушать музыку.

Духовный параметр помогает нам практиковать привычку № 2, поскольку мы должны придерживаться наших ценностей и думать о цели.

Психический параметр 

Этот параметр помогает расширять разум.

Чтобы «обновить» себя морально, мы можем:

  • читать хорошую литературу;
  • вести дневник своих мыслей, переживаний и идей;
  • ограничить просмотр телевизора только теми программами, которые обогащают нашу жизнь и разум.

Сосредоточение внимания на нашем умственном параметре помогает нам практиковать привычку № 3 (главное на первом месте). В результате мы эффективно управляем собой, чтобы максимально использовать своё время и ресурсы.

Социальный / эмоциональный параметр

Суть параметра — развитие значимых отношений.

Чтобы «обновить» себя эмоционально, мы можем:

  • стремиться глубоко понимать других людей;
  • вносить вклад в значимые проекты, которые улучшают жизнь других;
  • сохранять Менталитет изобилия и стремиться помогать другим достичь успеха.

Обновление социального и эмоционального параметра помогает практиковать привычки № 4-6.

Улучшение одной привычки синергетически увеличивает нашу способность улучшать остальные. Обновление — это процесс, который дает нам возможность не просто расти, но и постоянно совершенствоваться.

Компас

Поиск и сегментация новых клиентов для бизнеса, выгрузка базы контактов в Excel или CRM

Узнать больше
Компас

Поиск и сегментация новых клиентов для бизнеса, выгрузка базы контактов в Excel или CRM

Узнать больше

Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
4 комментария
Спасибо за интересную статью!
ОП
Олег Паладьев 15 января
Что-то читали про эгомаркетинг?
С
Светлана 25 мая
Очередная псевдоересь от псевдознатока.
Д
Дана 25 июля
Сама-то, что можешь предложить?