История успеха. Салон оптики

Зоя Молчанова 21 января 2013

Сегодня ни один модник или модница, ни один деловой человек, ни один шоумен, учитель, врач или политик не может обойтись без аксессуаров. Для кого-то это необходимый атрибут, для кого-то — средство самовыражения. Очки, как медицинские, так и солнцезащитные, делают человеку, какова бы ни была его профессия, определенный имидж. Правда, чтобы этот имидж создать, при этом сохранив ясное зрение, нужно быть мастером на все руки. О том, что всему можно научиться, если задаться целью, «СКБ Контур» рассказала владелица оптического салона Fresh Look Наталья Махонина.

Судьбоносная случайность

Началось все так, как это обычно и бывает, — случайно. Я, как человек с филологическим образованием, никогда бы не могла подумать, что буду как-то связана с медициной. Лет десять назад я ушла из школы, с должности преподавателя русского языка: денег на тот момент учителям не хватало, мне нужно было растить ребенка, так что необходима была работа, которая будет более высокооплачиваемой. Подруга замолвила за меня словечко в крупной оптической компании. Мне нужно было работать на складе, проводить по базе линзы и оправы, отправлять их в салоны. Я совсем ничего не понимала в этом, к тому же не умела работать с компьютером. Но со временем втянулась, начала разбираться, и мне это даже понравилось. Когда зарекомендовала себя на фирме, получила повышение. А директор компании на тот момент открывал в Москве несколько оптических салонов, вот меня и попросили отвечать за открытие одного из них с перспективой того, что я буду там администратором. Проработав в салоне какое-то время, набравшись опыта, я решила углубить свои знания. Окончила курсы сборщика очков, на должности продавца мне не хотелось останавливаться. Женщина-мастер в оптике всегда редкость, а хороший мастер — еще большая редкость! Работала в крупных сетях как продавец-консультант, как менеджер и как мастер. То есть я прошла практически все стадии. В конце концов решила еще и получить корочку оптометриста, чтобы работать врачом и уметь проверять людям зрение. На тот момент уже задумывалась о том, чтобы открыть свою оптику. Так и получилось. Два года назад я смогла открыть сначала небольшую точку, а впоследствии и оптику.

Цели и возможности

Я не могу сказать, что было сложно. Я изучила этот бизнес как свои пять пальцев. У меня были нужные знакомства, я знала, как нужно действовать в той или иной ситуации, у меня все было продумано заранее. Конечно, начиналось все с малого. Например, на первой точке не было никаких брендов, работали в основном с китайскими оправами и готовыми очками. Я была и продавцом, и мастером, и врачом, хотя со мной работали еще несколько человек. У нас сложилась дружная команда, все знали, чего хотели. Кстати, изначально в открытии мне помогала подруга. Мы делили обязанности. Сейчас она работает за границей, в основном организовывает в Европе оптические выставки. Помогает мне с товаром, связывается с поставщиками. Когда открывалась точка, я сразу поставила себе задачу по расширению, но главным для меня было заработать деньги на покупку помещения, в аренду ничего брать не хотелось. Поэтому когда мы расширились, оптический салон был полностью под моим руководством, я не зависела от арендодателя, что очень облегчило работу. Когда у меня уже была полноценная оптика, мы стали работать с брендами, такими, например, как Chanel, Chopard, Swarovski, Tiffany, Fred, Philippe Starck и масса других. В просторном помещении уже появилась возможность сделать кабинет врача и рабочее место мастера, закупить хорошее и современное оборудование. Штат персонала расширился. Я и мои коллеги ездили на международные выставки, закупали товар там. Также участвовали в российских выставках, привлекали на них клиентов.

Перспективы и требования

Сейчас стою на пороге расширения. Через полгода откроется второй полноценный салон, только теперь он будет больше специализироваться на медицине. Цены там будут более доступны, а деятельность направлена на обслуживание детей и пенсионеров. Сейчас в штате два десятка человек, но я ищу дополнительных сотрудников.

Проблема оптического бизнеса, как и любого бизнеса, связанного с медициной (если брать в счет частные клиники), — отсутствие профессионализма. Это очень серьезная проблема. Люди, не зная многих тонкостей профессии, совершают очень много ошибок, что калечит тех, кто доверяет работнику оптики самое важное — глаза. Предприниматель не только должен до мелочей разбираться во всем, от подбора контактных линз до глазных болезней, — он должен также учитывать внутреннюю работу компании, следить за поставкой товара, отвечать за его качество, он должен быть честным перед людьми и в любом случае хотеть помочь тем, кто пришел в его салон. Тут важно также понимать, что очки сейчас для многих — это, так сказать, пунктик, аксессуар, который все должны видеть. Есть такие бренды оправ, которые специально разрабатывают какой-то оригинальный и необычный дизайн, чтобы привлекать клиентов. Это сравнимо с обувью, одеждой, сумками, ювелирными украшениями. Ведь и работа мастера, который делает для клиента очки, часто подразумевает под собой ювелирную работу. Это очень многогранная сфера. Важен индивидуальный подход. Если ты что-то делаешь, этим непременно нужно болеть.

Клиенты против конкурентов

Первое время, когда о нас никто не знал, а денег на рекламу не было, массово раздавали визитки и объявления в салонах, на улицах, на выставках, пытались любым способом сделать так, чтобы о нас узнали, чтобы заинтересовались. Делали упор на свой профессионализм. Потом, когда появился первый салон, уже была возможность дать небольшую рекламу в интернете и СМИ, к тому же появлялись позитивные рекомендации, очень помогали знакомые и те, кому приходилось когда-либо со мной работать. Сейчас планирую открывать сайт, куда же без сетевой рекламы! Конкурентов в последнее время прибавилось, но тут опять же встает вопрос профессионализма. Важно изначально интенсивно работать, а потом, когда более или менее ощущаешь почву под ногами, уже проще удержаться на плаву. У многих оптик есть постоянные клиенты, с ними не пропадешь.

Сейчас наша основная деятельность направлена на поддержание того, что у нас есть, ведь совершенству нет предела. Я не могу сказать, что мне полностью достаточно того, что у меня есть, и что все идеально, — такого не бывает. Но это всегда стимулирует к развитию.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
3291 просмотр
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.