Бизнес среда

Бизнес у нас и за рубежом

Юлия Савина 1 февраля 2013
Бизнес у нас и за рубежом

По просьбе «Контур.ру» эксперты продолжают анализировать возможности бизнес-среды в нашей стране и за рубежом.

О том, сколько времени нужно, чтобы открыть бизнес в Новой Зеландии, и почему, чтобы создать благоприятную бизнес-среду, государству лучше не вмешиваться в этот процесс вовсе, рассказал старший научный сотрудник Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы Сколково «Эрнст энд Янг» (IEMS) Кристофер Хартвелл.

— Сейчас появляется все больше и больше бизнес-инкубаторов, которые из стартапов пытаются вырастить успешный бизнес. Насколько модель поддержки молодых российских предпринимателей отличается от западной?

— В последнее время в мире не очень доброжелательно относятся к предпринимателям. Многие развивающиеся страны старались создавать инкубаторы или чаще особые экономические зоны, в которых создавались привлекательные условия для инвесторов. Однако успехом это не увенчалось, потому что там слишком большую роль играло государство, и решения принимались не всегда вовремя. На Западе инкубаторы встречаются реже, чем специальные программы помощи малому бизнесу (в США есть особый государственный орган, помогающий малому бизнесу), но и с ними есть сложности. Они или помогают фирмам, которые и так были бы успешными, или продлевают жизнь тем компаниям, которым все равно суждено провалиться. Повторюсь, мы возвращаемся к тому, что предпринимательство — сложная штука. Если государство хочет, чтобы бизнес развивался, ему нужно отойти в сторонку и не мешать.

— Как заставить инвесторов обратить внимание на своих разработчиков, а не вкладывать средства в иностранные проекты?

— Ключевая проблема привлечения инвесторов — отсутствие комфортной бизнес-среды. В России слишком сложно вести бизнес, вход на рынок для иностранцев слишком дорого стоит. Для примера возьмем финансовый сектор. Вместо того чтобы развиваться, иностранные банки, напротив, покидают Россию. Опуская сложные макроэкономические факторы, политическую и экономическую стабильность, рассмотрим отдельно взятого предпринимателя. Ему нужно подгонять продукт под рынок. Отличаться от всех. Быть смелым. Знать свой рынок. Разбираться, продаете вы товар в Белоруссию или в Бельгию. Фокусироваться на сильных сторонах. Например, в Индии английский является государственным языком, к тому же там сильное образование, поэтому страна стала себя позиционировать IT-хабом, а предприниматели извлекли из этого выгоду. То же самое с Дубаем, хорошо расположенным, но не имевшим никакой инфраструктуры. Государство и предприниматели смогли развить логистику и транспорт, сделав город торговым хабом.

— Стоит ли российским молодым бизнесменам идти за поддержкой на Запад или без уже устоявшегося бизнеса в своей стране это ни к чему не приведет?

— Да и нет. Западные банки по-прежнему строго относятся к выдаче кредитов. На Западе получить инвестиции будет трудно, если ваша идея не подходит под определение фантастически привлекательной. В настоящее время у российской экономики все хорошо, нефтяные деньги наполняют российские банки, поэтому в стране имеется капитал для совершения инвестиций. Однако в России высокие ставки по кредитам, так что рассчитываться сложно. Да и управленческий уровень не на высоте. В любом случае нужно каждый конкретный случай рассматривать индивидуально.

— Каковы перспективы позитивного реформирования бизнес-среды в нашей стране?

— К сожалению, иностранным инвесторам по-прежнему сложно выйти на российский рынок из-за постоянных изменений в визовом законодательстве и бюрократии. И бизнес-среда пока оставляет желать лучшего. Знаете, сколько времени нужно, чтобы зарегистрировать компанию в Новой Зеландии? Десять минут. Нужно только зайти на сайт и оплатить процедуру регистрации пластиковой картой. Никаких печатей, очередей. Вдобавок перемещение товаров в и из России — дело непростое. В докладе Всемирного банка Doing Business говорится, что вести торговлю с Россией для заграничных компаний очень-очень сложно (по этому показателю страна занимает одно из последних мест в рейтинге). Плюс бизнес-язык — английский. Не нужно говорить на нем идеально, но нужно просто говорить так, как это делают бизнесмены из Финляндии, Китая, Шри-Ланки, Бразилии. Уровень английского в России очень низкий, без него предприниматели будут вынуждены ограничиться продажами в России и СНГ.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
634 просмотра
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.