Знаковые изменения года

Выпуск № 12
Анна Брыткова 27 декабря 2011

Прошедший год был не самым простым для представителей малого и среднего бизнеса. С 2011 года ставки страховых взносов для предприятий были подняты до 26% и 34%. Налоговый кодекс претерпел массу поправок, многие из которых стали революционными. А в конце года был принята новая редакция главного для бухгалтера документа — закона о бухгалтерском учете.

Страховые тарифы: незначительное снижение

История с тарифами страховых взносов стала, пожалуй, самым обсуждаемым событием  года как для представителей малого и среднего бизнеса, так и среди юридического сообщества.

Напомним, что с 2010 года единый социальный налог (ЕСН) был отменен. Вместо него были введены страховые взносы, по которым нужно отчитываться во внебюджетные фонды: пенсионный, медицинский и Фонд социального страхования (ФСС). В конце 2010 года президент РФ инициировал закон о повышении страховых взносов, который почти сразу же был принят госдумой. Согласно закону, в 2011-2012 годах малые предприятия в «производственной и социальной сферах» вместо 14% должны платить взносы по ставке 26% (остальной бизнес — по 34%).При этом  малым бизнесом были названы лишь организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (35% всех малых предпринимателей).

Нововведения сразу же подверглись критике. Эксперты указывали, что с увеличением страховых взносов до 34 % многие предприятия малого и среднего бизнеса с небольшой доходностью оказались на грани разорения. «Чтобы выжить, многие фирмы пересмотрели свои расходы на сотрудников, изменили системы оплаты труда, были вынуждены произвести сокращение штата работников и вернуться к незаконной практике выплаты заработной платы в “конвертах”», –  поясняет руководитель «Юридического бюро Юрьева» Родион Юрьев. В свою очередь юрист Санкт-Петербургского представительства компании CAPITAL LEGAL SERVICES Елена Лепнева указывает, что увеличение тарифов страховых взносов оказало негативное влияние на состояние экономической системы страны. «А это может повлечь за собой такие последствия, как рост цен на потребительские товары и возврат к практике выплаты зарплат “в конвертах”», – говорит эксперт. Призывы бизнес-сообщества снизить тарифы были услышаны, и в конце года госдума приняла новый закон. В результате на 2012-2013 годы была установлена двойная ставка платежа (379-ФЗ от 03.12 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды») – 30% с зарплат до 512 тыс. рублей в год плюс 10% с сумм, превышающих этот порог. Новые ставки позволят несущественно снизить уплачиваемые суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Но на зарплаты выше среднего нагрузка возрастет. «Для компаний с высокими зарплатами законопроект грозит значительными расходами. Так, содержание работника с заработной платой 100 тыс. рублей в месяц и действующей предельной величине базы по страховым взносам в размере 463 тыс. рублей обойдется работодателю в 312,6 тыс. рублей. В 2011 году при ставке 34% содержание этого же работника обходилось в 157,4 тыс. рублей», — подсчитывает Родион Юрьев.  По его словам, изменения являются, по сути, попыткой «закрыть образовавшуюся брешь бюджета Пенсионного фонда».

«Снижение ставок страховых взносов все же не решит проблему выплаты зарплат “в конвертах”, поскольку оно незначительно, а введение 10% ставки заставит крупные компании искать пути снижения затрат в обход закона, там где невозможно уйти” в тень”, компенсировать расходы на содержание работников за счет повышения тарифов и цен на товары и услуги», — считает Родион Юрьев.

Стандартные вычеты сменили стандарты

Необходимость изменения так называемых «детских» вычетов созрела в обществе давно. В ноябре в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» были внесены поправки (330-ФЗ от 21.11.11). Согласно им, для тех работников, у которых трое и более детей либо дети-инвалиды, стандартные вычеты по НДФЛ выросли, причем с 1 января 2011 года. С 2012 года изменения коснутся всех работников с детьми. Если ранее стандартный вычет на каждого ребенка составлял 1 тыс. рублей в месяц (вне зависимости от того, сколько детей у налогоплательщика, и за кого из них предоставляется вычет), то с принятием поправок эта сумма составит 1,4 тыс. рублей. Кроме того, сумма стала зависеть от того, каким по счету родился ребенок. Если детей трое и больше, размер вычета на третьего, четвертого и последующего ребенка составит 3 тыс. рублей, такой же размер вычета будет на ребенка-инвалида. Поскольку изменение, касающееся третьего ребенка и детей-инвалидов, действует с 1 января 2011 года, бухгалтерам необходимо более внимательно относиться к налоговой базе по НДФЛ в отношении всех сотрудников, у которых трое и более детей, и пересчитывать ее «задним числом». Примечательно, что нововведение обесценивается сохранением не индексировавшегося с 2008 года порога дохода в размере 280 тыс. рублей. По его достижении данные выплаты прекращаются. Так, при зарплате 50 тыс. рублей в месяц (до налога) вычет будет предоставляться лишь первые полгода.

Как указывают эксперты, по сути, деньги на выплату «детских» вычетов будут частично «взяты» у самих граждан за счет отмены так называемых стандартных вычетов.

 

«С 2012 года большинство физлиц потеряют стандартный вычет “на самого себя” 400 рублей. По сути, этот вычет уходит в вычет на ребенка. То есть, можно сказать, появился  “налог на бездетность” в размере 52 рубля в месяц», — говорит руководитель группы разработки проекта «Контур-Зарплата» компании СКБ Контур Вячеслав Шинкарев.

Счета-фактуры совершенствуются

В 2011 году в Налоговый кодекс (НК) РФ были внесены поправки, многие из которых эксперты без преувеличения называют революционными. Одним из важных нововведений для представителей бухгалтерского сообщества стала возможность с 1 октября выставлять корректировочные счета-фактуры и на их основании принимать к вычету НДС (подробности см. «Я бухгалтер» №10, 2011). Как указывают юристы, введение корректировочных счетов-фактур имеет положительный эффект и разрешает проблему правомерности выставления «отрицательных» счетов-фактур при изменении цены или количества товара. Кроме того, корректировочный счет-фактура снимает с налоговых органов дополнительную работу по пересчету разницы по уплате и возмещению НДС.

«Единственная сложность в том, что правительство до сих пор не утвердило форму, поэтому пока мы руководствуемся Письмом ФНС РФ от 28.09.2011 N ЕД-4-3/15927@ «О применении корректировочного счета-фактуры», используя предложенную форму», — признается управляющий партнер юридической компании De fendo Екатерина Булдакова. 

Появилась и возможность представления электронных документов для проверки в налоговый орган (приказ Федеральной налоговой службой РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). Если ранее счета-фактуры можно было представлять только в бумажном виде, то сейчас, согласно  ст. 93 НК РФ, документы могут быть представлены в налоговую в электронном виде по установленному формату. Правда, формат на сегодняшний день еще не утвержден. Эксперты рассчитывают, что электронные счета-фактуры начнут активно работать в 2012 году. Впрочем, уже сейчас процесс выставления, учета, обмена счетами-фактурами в электронном виде между компаниями в пилотном варианте происходит через специальные системы, например, систему обмена электронными документами Диадок. Как подчеркивает руководитель проекта Диадок Антон Сизов, с развитием рынка электронного документооборота компаниям открывается возможность упростить привычный обмен документами и избавиться от большей части бумаги в офисе. В частности, торговым сетям электронные документы помогут серьезно снизить налоговые издержки из-за отсутствия подтверждающих документов или некорректного их оформления.

«Опросы показывают, что больше половины налоговых проверок заканчивается доначислением налогов из-за отсутствия того же счета-фактуры или некорректного оформления этого документа. С электронными счетами-фактурами такой проблемы просто не будет», — уверен Антон Сизов.

Больничные по новым правилам

Прошедший год запомнится многим предприятиям изменениями в работе с Фондом социального страхования России (ФСС). С 1 июля были введены новые бланки больничных листов (Приказ 26.04.11№347н). Порядок их выдачи и заполнения был утверждены приказом Минздравсоцразвития России (29.06.11 №624н). Как говорится в официальном сообщении ФСС, цель замены бланков — возможность автоматически обрабатывать их, а также защита от фальсификации. Правда, пока заполнение больничных листов создает лишь массу проблем как для лечебных учреждений,  так и для организаций. Вячеслав Шинкарев соглашается, что требования по оформлению листов от ФСС достаточно строгие, и зачастую противоречивые.

«Список требований к больничным листкам окончательно не сформировался, на практике эти требования зачастую формируются на ходу, о чем свидетельствуют многие письма с разъяснениями от ФСС», — отмечает эксперт. По его словам, введение столь серьезных требований по заполнению больничных листов оправдано в том случае, если бланки уже обрабатываются автоматически. «Я не уверен, что на сегодняшний день автоматические системы по обработке больничных действуют повсеместно. Скорее всего, в настоящее время работают лишь единицы таких систем», — отмечает Вячеслав Шинкарев.

С прицелом на будущее

В конце года была принята новая редакция важного для бухгалтера закона «О бухгалтерском учете» (вступает в силу с 1 января 2013 года). Любопытно, что эта редакция готовилась еще с 2003 года и несколько раз дорабатывалась. В итоге закон был принят с достаточно масштабными нововведениями. С 2013 года он станет обязательным для коммерческих и некоммерческих организаций, госорганов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, филиалов, представительств иностранных государств, а также международных организаций и Центрального банка РФ. Документ содержит ряд требований к ведению бухучета и хранению документов для различных организационных форм — от индивидуальных предпринимателей до кредитных организаций. Событием стало то, что нормы новой редакции уделяют повышенное внимание к роли бухгалтера. «Возлагать на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с требованиями нового закона вправе только руководители средних и малых предприятий. В остальных организациях бухгалтерский учет должны осуществлять бухгалтер, иное должностное лицо либо организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета», — отмечает партнер Санкт-Петербургского представительства компании CAPITAL LEGAL SERVICES Павел Карпунин. Он также указывает на то, что к главным бухгалтерам открытых акционерных обществ, кредитных организаций, акционерных инвестиционных фондов теперь предъявляются достаточно высокие требования. Например, отсутствие судимости за экономические преступления, наличие высшего профессионального образования и опыта работы по специальности.

Опрошенные изданием эксперты не торопятся давать четких прогнозов на тему, каких законодательных изменений стоит ожидать в новом году. Они напоминают, что с января 2012 года вступают в силу многие законодательные изменения, которые были приняты в 2011 году. Так, по словам генерального директора группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадия Брызгалина, наиболее острым на сегодняшний день остается вопрос ужесточения взимания личных налогов.

«У юридических лиц весь потенциал по взиманию налогов исчерпан, резервов практически не осталось. Поэтому повышение налогов, скорее всего, коснется физических лиц. Речь идет в первую очередь о налоге на имущество», — считает господин Брызгалин.

Кроме того, открытым остается вопрос перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ, разговоры о котором ведутся достаточно давно, и формирование пенсионных накоплений за счет средств самих граждан. Однако все ожидаемые события, по оценке экспертов, вероятнее всего, произойдут после президентских выборов 2012 года.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
19 просмотров
В избранное
Норматив
Норматив

Получить доступ к актуальной законодательной базе и справочной информации для бухгалтеров

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.