Как быстро распознать «сомнительного» контрагента?

Выпуск № 14
Мария Скобелева 1 июня 2012

Можно ли доверять потенциальному поставщику или лучше отказаться от заключения сделки с ним? Вопрос отнюдь не праздный, а значит, доначисления налога на прибыль и НДС. И это не говоря о прямых финансовых потерях, которые можно понести, столкнувшись с «однодневкой». Но как вычислить сомнительного контрагента?

Как быстро распознать «сомнительного» контрагента?

Можно ли доверять потенциальному поставщику или лучше отказаться от заключения сделки с ним? Вопрос отнюдь не праздный: в совокупности с другими обстоятельствами сотрудничество с фирмами и ИП, не уплачивающими налоги, может послужить основанием для обвинения компании в получении необоснованной налоговой выгоды. А значит, доначисления налога на прибыль и НДС. И это не говоря о прямых финансовых потерях, которые можно понести, столкнувшись с «однодневкой». Но как вычислить сомнительного контрагента? Для начала проверить его в «Контур-Фокусе».

Где искать информацию?

На этапе предварительного знакомства с контрагентом огромное значение имеет возможность быстро получить о нем максимум информации. Сервис «Контур-Фокус» отлично решает эту задачу благодаря онлайн-доступу к основным официальным источникам, таким как ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Статрегистр, а также база бухотчетности организаций, представленной в Росстат.
Получить доступ к данным о нужной компании можно мгновенно. Все так же просто, как в поисковых системах, но вместо россыпи сайтов — «карточки» компаний и ИП. Каждая такая карточка автоматически формируется на основе открытой официальной информации и содержит самую свежую информацию о предприятии, начиная от реквизитов и данных о руководстве и учредителях и заканчивая финансовой картиной.

На что обращать внимание?

Итак, доступ к информации есть. На что же обращать внимание, чтобы распознать среди добропорядочных налогоплательщиков фирму-«однодневку»? Рассмотрим ситуации, в которых проблемные контрагенты могут представлять угрозу для бизнеса, и способы минимизировать риски с помощью «Контур-Фокуса».

Поставщик не зарегистрирован в установленном порядке и не состоит на налоговом учете

Может показаться невероятным, но незарегистрированные «юридические лица» встречаются довольно часто. Если выясняется, что поставщик нигде не зарегистрирован, а его ИНН выдуман, налоговики доначисляют налог на прибыль и НДС, начисляют пени и штрафуют компанию.

Как проверить?

Прежде всего, убедиться, что ИНН поставщика — не случайный набор цифр, и он действительно принадлежит компании, наименование которой указано в документах. В «Контур-Фокусе» для этого нужно лишь ввести в поисковую строку название и/или ИНН контрагента.

Второй шаг — узнать, зарегистрирован ли поставщик в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Если компания не зарегистрирована в госреестре или снята с регистрации, «Контур-Фокус» об этом непременно сообщит.

Наконец, можно запросить на компанию свежую выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП: в «Контур-Фокусе» она приходит за считанные минуты.

Поставщик получил предоплату, но товар не поставил и исчез

Классический случай — поставщик оказался фирмой-«однодневкой». По возможности контактов с такими контрагентами лучше избегать, еще до совершения сделки тщательно проверяя предполагаемого партнера.

Как проверить?

Первое, что должно насторожить бухгалтера, — массовый адрес регистрации поставщика. Если по адресу, где зарегистрирован контрагент, «прописаны» десять и более компаний, — высока вероятность, что контрагент — «однодневка».

В «Контур-Фокусе» место массовой регистрации установить очень просто: адрес выделен как ссылка, достаточно кликнуть на нее — и будут показаны все компании, зарегистрированные в том же здании. Второе, на что нужно непременно обратить внимание, — это «массовый» руководитель/учредитель. Механизм проверки в «Контур-Фокусе» тот же: кликая на фамилию, можно видеть все компании и ИП, к которым этот человек имеет или имел отношение как руководитель или учредитель. Если таких фирм много, а часть из них уже прекратила свою деятельность — это серьезный повод задуматься о целесообразности сделки с таким контрагентом.

Какую еще информацию можно извлечь из регистрационных данных? Налоговые органы с особым вниманием относятся к компаниям, в которых директор одновременно является и учредителем. В совокупности с другими обстоятельствами поводом поставить компанию «на карандаш» может послужить и организационно-правовая форма ООО. В «Контур-Фокусе» эта информация доступна по одному клику.

Наконец, может быть и так, что компания, не являясь «однодневкой», терпит убытки, но не спешит сообщать об этом своим партнерам. Результат может быть тем же, что и в случае с «однодневками»: ни товара, ни возврата аванса.

Подстраховаться можно, заблаговременно получив через «Контур-Фокус» информацию о финансовом положении контрагента. Если компания сдает бухгалтерскую отчетность в Росстат, в «Контур-Фокусе» можно найти не только балансы компании, но и подготовленный на основании этих данных аналитический отчет. Простым языком он расскажет о рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и других параметрах финансовой состоятельности контрагента. Если поставщик уже фактически прекратил свою деятельность и фирма находится в стадии ликвидации — сообщение об этом тоже появится в «Контур-Фокусе».

Налогоплательщик знал, что контрагент не платит налоги

Даже если компания проявила должную осмотрительность, налоговая выгода может быть признана необоснованной. Это случится, если инспекция докажет: налогоплательщик знал (или должен был знать) о налоговых нарушениях контрагента, так является с ним взаимозависимым.

Как проверить контрагента?

Прежде всего, убедиться в отсутствии каких бы то ни было взаимосвязей с контрагентом. В «Контур-Фокусе» сделать это очень легко: фамилии руководителей и учредителей выделены как ссылки. Пользователь просто кликает на фамилию и видит все компании/ИП, к которым этот человек имеет отношение. Если между вашей компанией и контрагентом обнаруживаются совпадения по учредителям или должностным лицам, заключать сделки следует с предельной осторожностью.

Разумеется, на запросе сведений в «Контур-Фокусе» проверка контрагента не должна заканчиваться. Если компания, проведя предварительный «аудит» потенциального поставщика и не обнаружив ничего подозрительного, решает сотрудничать с ним, необходим целый ряд документов, которые позволят подтвердить, что контрагент был выбран с должной осмотрительностью.

Но это уже другая история — когда выбор сделан. А вот сделать его правильно помогает именно «Контур-Фокус» — единая точка доступа к официальной информации о компаниях и ИП.

К сведению 

«Контур-Фокус» по умолчанию доступен всем абонентам системы «Контур-Экстерн» спецоператора СКБ Контур. Кроме того, сервис можно купить отдельно.

Убедитесь: перейти на сайт Контур-Фокус


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
374 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.