Как быстро распознать «сомнительного» контрагента? — Контур

Как быстро распознать «сомнительного» контрагента?

1 июня 2012

Можно ли доверять потенциальному поставщику или лучше отказаться от заключения сделки с ним? Вопрос отнюдь не праздный, а значит, доначисления налога на прибыль и НДС. И это не говоря о прямых финансовых потерях, которые можно понести, столкнувшись с «однодневкой». Но как вычислить сомнительного контрагента?

Как быстро распознать «сомнительного» контрагента?

Можно ли доверять потенциальному поставщику или лучше отказаться от заключения сделки с ним? Вопрос отнюдь не праздный: в совокупности с другими обстоятельствами сотрудничество с фирмами и ИП, не уплачивающими налоги, может послужить основанием для обвинения компании в получении необоснованной налоговой выгоды. А значит, доначисления налога на прибыль и НДС. И это не говоря о прямых финансовых потерях, которые можно понести, столкнувшись с «однодневкой». Но как вычислить сомнительного контрагента? Для начала проверить его в «Контур-Фокусе».

Где искать информацию?

На этапе предварительного знакомства с контрагентом огромное значение имеет возможность быстро получить о нем максимум информации. Сервис «Контур-Фокус» отлично решает эту задачу благодаря онлайн-доступу к основным официальным источникам, таким как ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Статрегистр, а также база бухотчетности организаций, представленной в Росстат.
Получить доступ к данным о нужной компании можно мгновенно. Все так же просто, как в поисковых системах, но вместо россыпи сайтов — «карточки» компаний и ИП. Каждая такая карточка автоматически формируется на основе открытой официальной информации и содержит самую свежую информацию о предприятии, начиная от реквизитов и данных о руководстве и учредителях и заканчивая финансовой картиной.

На что обращать внимание?

Итак, доступ к информации есть. На что же обращать внимание, чтобы распознать среди добропорядочных налогоплательщиков фирму-«однодневку»? Рассмотрим ситуации, в которых проблемные контрагенты могут представлять угрозу для бизнеса, и способы минимизировать риски с помощью «Контур-Фокуса».

Поставщик не зарегистрирован в установленном порядке и не состоит на налоговом учете

Может показаться невероятным, но незарегистрированные «юридические лица» встречаются довольно часто. Если выясняется, что поставщик нигде не зарегистрирован, а его ИНН выдуман, налоговики доначисляют налог на прибыль и НДС, начисляют пени и штрафуют компанию.

Как проверить?

Прежде всего, убедиться, что ИНН поставщика — не случайный набор цифр, и он действительно принадлежит компании, наименование которой указано в документах. В «Контур-Фокусе» для этого нужно лишь ввести в поисковую строку название и/или ИНН контрагента.

Второй шаг — узнать, зарегистрирован ли поставщик в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Если компания не зарегистрирована в госреестре или снята с регистрации, «Контур-Фокус» об этом непременно сообщит.

Наконец, можно запросить на компанию свежую выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП: в «Контур-Фокусе» она приходит за считанные минуты.

Поставщик получил предоплату, но товар не поставил и исчез

Классический случай — поставщик оказался фирмой-«однодневкой». По возможности контактов с такими контрагентами лучше избегать, еще до совершения сделки тщательно проверяя предполагаемого партнера.

Как проверить?

Первое, что должно насторожить бухгалтера, — массовый адрес регистрации поставщика. Если по адресу, где зарегистрирован контрагент, «прописаны» десять и более компаний, — высока вероятность, что контрагент — «однодневка».

В «Контур-Фокусе» место массовой регистрации установить очень просто: адрес выделен как ссылка, достаточно кликнуть на нее — и будут показаны все компании, зарегистрированные в том же здании. Второе, на что нужно непременно обратить внимание, — это «массовый» руководитель/учредитель. Механизм проверки в «Контур-Фокусе» тот же: кликая на фамилию, можно видеть все компании и ИП, к которым этот человек имеет или имел отношение как руководитель или учредитель. Если таких фирм много, а часть из них уже прекратила свою деятельность — это серьезный повод задуматься о целесообразности сделки с таким контрагентом.

Какую еще информацию можно извлечь из регистрационных данных? Налоговые органы с особым вниманием относятся к компаниям, в которых директор одновременно является и учредителем. В совокупности с другими обстоятельствами поводом поставить компанию «на карандаш» может послужить и организационно-правовая форма ООО. В «Контур-Фокусе» эта информация доступна по одному клику.

Наконец, может быть и так, что компания, не являясь «однодневкой», терпит убытки, но не спешит сообщать об этом своим партнерам. Результат может быть тем же, что и в случае с «однодневками»: ни товара, ни возврата аванса.

Подстраховаться можно, заблаговременно получив через «Контур-Фокус» информацию о финансовом положении контрагента. Если компания сдает бухгалтерскую отчетность в Росстат, в «Контур-Фокусе» можно найти не только балансы компании, но и подготовленный на основании этих данных аналитический отчет. Простым языком он расскажет о рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и других параметрах финансовой состоятельности контрагента. Если поставщик уже фактически прекратил свою деятельность и фирма находится в стадии ликвидации — сообщение об этом тоже появится в «Контур-Фокусе».

Налогоплательщик знал, что контрагент не платит налоги

Даже если компания проявила должную осмотрительность, налоговая выгода может быть признана необоснованной. Это случится, если инспекция докажет: налогоплательщик знал (или должен был знать) о налоговых нарушениях контрагента, так является с ним взаимозависимым.

Как проверить контрагента?

Прежде всего, убедиться в отсутствии каких бы то ни было взаимосвязей с контрагентом. В «Контур-Фокусе» сделать это очень легко: фамилии руководителей и учредителей выделены как ссылки. Пользователь просто кликает на фамилию и видит все компании/ИП, к которым этот человек имеет отношение. Если между вашей компанией и контрагентом обнаруживаются совпадения по учредителям или должностным лицам, заключать сделки следует с предельной осторожностью.

Разумеется, на запросе сведений в «Контур-Фокусе» проверка контрагента не должна заканчиваться. Если компания, проведя предварительный «аудит» потенциального поставщика и не обнаружив ничего подозрительного, решает сотрудничать с ним, необходим целый ряд документов, которые позволят подтвердить, что контрагент был выбран с должной осмотрительностью.

Но это уже другая история — когда выбор сделан. А вот сделать его правильно помогает именно «Контур-Фокус» — единая точка доступа к официальной информации о компаниях и ИП.

К сведению 

«Контур-Фокус» по умолчанию доступен всем абонентам системы «Контур-Экстерн» спецоператора СКБ Контур. Кроме того, сервис можно купить отдельно.

Убедитесь: перейти на сайт Контур-Фокус

Фокус

Находите контрагентов по ИНН, названию, адресу или просто по фамилии. Проверяйте по санкционным спискам.

Узнать больше
Фокус

Находите контрагентов по ИНН, названию, адресу или просто по фамилии. Проверяйте по санкционным спискам.

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий