Послабления для малого предпринимательства

Выпуск № 16
Татьяна Севастьянова 10 декабря 2012

С 1 января 2013 года вступает в действие закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому предприятия малого бизнеса теперь будут обязаны вести бухучет. Однако малому бизнесу следует помнить о других нормативных документах, снижающих требования к порядку ведения бухучета и составлению отчетности. Об этом читателям «Я бухгалтер» рассказала генеральный директор ЗАО АФ «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова.

В чем заключаются так называемые послабления для субъектов малого предпринимательства? Начнем с рассмотрения общих требований к ведению бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 5 закона №129-ФЗ каждое предприятие должно разработать учетную политику. Общие правила ее формирования, применения и раскрытия содержатся в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 учетной политикой организации утверждаются рабочий план счетов (перечень синтетических и аналитических счетов), формы первичных учетных документов, регистры бухгалтерского учета и т д. Малое предприятие, как и любая другая организация, должно разработать и утвердить учетную политику по всем вышеприведенным аспектам. При этом приказом Минфина РФ от 17 августа 2012 г. №113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. №66н» предусмотрены сокращенные формы отчетности. Так, п. 2 информации Минфина гласит, что «субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, то есть его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации».

Упрощенная система регистров

Еще один важный момент: малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с планом счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н). Например, учет затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг) можно вести на одном счете 20 «Основное производство», не применяя счета 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Вместо развернутой системы регистров бухучета малое предприятие может принять упрощенную систему — так называемую «простую форму» регистров бухгалтерского учета в виде книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности. Также допустима регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей «с использованием регистров бухгалтерского учета имущества». Все формы упрощенной системы регистров бухгалтерского учета приведены в приказе №64н. На мой взгляд, такой подход к организации бухгалтерского учета малым предприятием немного устарел, поскольку он предполагает обработку информации на бумажных носителях. Сегодня же большинство предприятий (даже малых) уже используют специализированные программные продукты, например, Бухгалтерию.Контур (см с.14 — ред.).

Положения по бухучету

При ведении бухгалтерского учета активов, обязательств, доходов и расходов все организации должны руководствоваться требованиями действующих ПБУ. Субъекты малого предпринимательства могут не исполнять требования следующих ПБУ: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». При работе с остальными ПБУ можно применять упрощенные способы оценки и отражения в учете и отчетности отдельных активов и обязательств, доходов и расходов. Например, использовать кассовый метод учета доходов и расходов (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99), признавать все расходы по займам прочими расходами без включения в инвестиционный актив (ПБУ 15/2008), отражать любые последствия изменений учетной политики перспективно (ПБУ 1/2008).

Субъекты малого предпринимательства могут исправлять существенные ошибки, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за истекший год, в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок, то есть без ретроспективного пересчета соответствующих показателей (п. 9 ПБУ 22/2010).

Вместо развернутой системы регистров бухучета малое предприятие может принять упрощенную систему.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
95 просмотров
В избранное
Бухгалтерия
Бухгалтерия

Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.