НДС по-новому: сверяемся с контрагентами

Выпуск № 25
Светлана Стрельникова 3 апреля 2015

ФНС будет ежеквартально сверять сведения о счетах-фактурах, которые подадут покупатели и продавцы с отчетностью по НДС. Расхождения могут повлечь отказ в вычете НДС. Почему могут возникнуть разногласия и как их избежать расскажет Светлана Стрельникова, руководитель проекта Контур.Сверка компании СКБ Контур.

Как меняется отчетность по НДС

Уже в отчетность за I квартал 2015 года в составе декларации по НДС нужно подать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Новая форма декларации по НДС утверждена приказом ФНС № ММВ-7-3/558@.

отчетность по НДСКак мы уже писали в статье «НДС-2015: как подготовиться к нововведениям», налоговые органы намерены более тщательно следить за правильностью исчисления и уплаты НДС. Информационная система ФНС, куда ежеквартально будут сводиться сведения о счетах-фактурах, с помощью специальных алгоритмов будет сопоставлять данные продавцов и покупателей. Каждой записи в книге покупок покупателя должна найтись «пара» в книге продаж продавца. Счета-фактуры сопоставляются по нескольким реквизитам, например: ИНН, номер счета-фактуры, дата, стоимость покупок, сумма вычета, ставка налога.

Если контрагент не найдется или обнаружатся разногласия по каким-то данным, компания получит требование о представлении пояснений. В течение 6 рабочих дней нужно направить в ответ квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае налоговый орган вправе заблокировать расчетный счет организации. Далее в течение 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ) необходимо ответить на требование, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.

Отчего могут появиться расхождения?

Продавец недобросовестно ведет учет

По законодательству продавец, выставив счет-фактуру, обязан зарегистрировать его в книге продаж в том периоде, когда произошла реализация, независимо от того, когда он был выставлен и получен покупателем. Однако на практике возможны ситуации, когда продавец в силу халатности или недобросовестности этого не делает. В этом случае факт реализации остается документально не подтвержденным.

Бухгалтер переносит данные в учетную систему вручную

Если компания ведет бумажный документооборот, бухгалтеру приходится перебивать данные из счетов-фактур в учетную систему. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН организаций.

Практика показывает, что количество подобных расхождений может быть очень велико. Так, две компании, которые относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, проверили свои справочники контрагентов через онлайн-сервис ФНС npchk.nalog.ru. Оказалось, что 30 % контрагентов невалидны, причем в большинстве случаев из-за неверно указанных ИНН.

Ошибки в ИНН опасны тем, что при сверке данных в базе ФНС контрагент может просто не найтись. А значит, возникнет вопрос об обоснованности извлеченной покупателем налоговой выгоды, и бухгалтеру придется давать пояснения. Один-два случая в квартал некритичны. Но если с ошибкой занесен в учетную систему каждый третий контрагент, то требования о пояснениях парализуют работу бухгалтерии.

Контрагент уклоняется от налогообложения

Расхождения могут возникнуть из-за того, что поставщик сознательно не исполняет своих налоговых обязанностей. Отвечать на запросы налоговых органов придется даже в том случае, если вы ненамеренно выбрали в качестве партнера «однодневку» или фирму, в цепочке хозяйственных связей которой обнаружатся массовые «разрывы».

Чем рискуют налогоплательщики?

  1. Большое количество требований, по которым придется давать пояснения. Нужно будет поднимать подтверждающие документы по каждому случаю.
  2. Отказ в вычете НДС. По результатам камеральной проверки налоговый орган может принять решение об отказе в вычете НДС, а сверх этой суммы могут быть начислены пени и штрафы.

Как избежать массовых требований

Электронный документооборот

Самый верный способ снизить число расхождений, а значит, и требований ФНС — перейти на ЭДО. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом. При этом, если система ЭДО интегрирована с учетной системой, счет-фактура принимается к учету автоматически. А значит, расхождения, связанные с переносом данных в учетную систему, исключены.

Однако на практике даже те компании, которые перешли на ЭДО, обмениваются электронными документами не со 100% контрагентов. Многие небольшие компании ведут документооборот через веб-версии систем ЭДО. А значит, документы принимаются к учету вручную и могут затеряться. ЭДО, таким образом, не отменяет сверку. Скорее, эти процессы дополняют друг друга.

Контур.Диадок

Сверка на бумаге

До 2015 года, когда изменился порядок декларирования НДС, у предприятий не было необходимости сверять с контрагентами все данные по счетам-фактурам. Аналогию можно усмотреть разве что в сверке сальдо, которую ежегодно проводят акционерные общества в рамках инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. Однако акт сверки взаимных расчетов, который при этом используется, решает совсем другую задачу, нежели сопоставление реквизитов в счетах-фактурах.

Так, в акте сверки взаимных расчетов может не указываться ИНН контрагента, а если он приводится, то в шапке документа; может быть не внесен счет-фактура; не указывается ставка и сумма НДС. Таким образом, чтобы использовать акты сверки взаимных расчетов для сопоставления данных по счетам-фактурам, форму придется адаптировать. А для этого потребуется дорабатывать бухгалтерскую систему.

Другой аспект — это время. В крупных компаниях только на формирование актов по всем контрагентам уходит не меньше недели. Еще около трех недель нужно, чтобы разослать акты поставщикам и дождаться от них ответа. Конечно, если кто-то из контрагентов пользуется ЭДО, акты сверки можно подписать электронной подписью и отправить в электронном виде. Это позволит сэкономить время на пересылке документов, однако сопоставлять данные придется вручную. Кроме суммы и факта отгрузки, по каждой сделке нужно проверять еще ряд параметров, а все это небыстро.

Между тем время в случае с НДС критично. Учитывая сроки отчетности (ФЗ от 29.11.2014 № 382-ФЗ), по истечении квартала у компаний есть меньше 25 дней на подготовку декларации, в том числе сверку данных по счетам-фактурам. Всем ли успеют свериться вручную?

Сверка с контрагентами

Автоматическая сверка онлайн

Чтобы налогоплательщики могли свериться с контрагентами в автоматическом режиме, компания СКБ Контур разработала сервис Контур.Сверка. Он отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам, номерам счетов-фактур и прочим реквизитам.

Кроме того, пользователи могут оценить благонадежность своих поставщиков и подрядчиков и отказаться от сотрудничества с фирмой, если совокупность признаков указывает на то, что у нее могут быть финансовые проблемы или она очень похожа на «однодневку».

Как работает Контур.Сверка

Работа с контрагентами

Чтобы проверить реквизиты контрагентов и убедиться в их благонадежности, загрузите в сервис сформированный в учетной системе справочник контрагентов: наименование организации, ИНН, КПП, e-mail, ФИО контактного лица. Можно сразу загрузить в Контур.Сверку книгу покупок и книгу продаж. Сервис создаст справочник контрагентов и заполнит из книг первые три столбца. Вам останется добавить только e-mail и имя контактного лица.

В получившемся справочнике контрагенты с ошибками подсвечены красным. По каждому выводится пояснение, какие реквизиты сервис считает ошибочными. Исправьте ошибки в учетной системе и загрузите справочник и книги повторно.

Также по каждому контрагенту в справочнике выводятся данные из сервиса Контур.Фокус, которые помогают сделать заключение о благонадежности контрагента. Зеленый маркер — подозрительных фактов не найдено. Оранжевый — присмотритесь к компании внимательнее. Красный — организация ликвидирована или находится в стадии ликвидации. По клику на «светофор» открывается карточка компании с объяснением, почему она маркирована именно так: например, предприятие недействующее или в его адрес подано исков на несколько миллионов рублей.

Проверка контрагента

Процесс сверки

Нажмите кнопку «Загрузить книги покупок/продаж и начать сверку». Сервис за доли секунды сопоставит ваши счета-фактуры со счетами-фактурами ваших контрагентов и покажет четыре результата:

  • Контрагенты без разногласий. Сверка с ними успешно завершена.
  • Контрагенты с ошибками. Это компании с ошибками в реквизитах: неверный ИНН, налогоплательщик не зарегистрирован в ЕГРН или ликвидирован. Устраните неточности в учетной системе и загрузите книгу снова.
  • Контрагенты с разногласиями. Обнаружены разногласия между вашими данными и данными контрагента. По клику открывается сравнительная таблица по каждому счету-фактуре, где красным выделены сведения, которые не сошлись. Здесь же можно в режиме онлайн обсудить с контрагентом, кто допустил неточность. Тот, на чьей стороне обнаружена ошибка, вносит исправления в учетной системе и снова загружает книгу в сервис.
  • Контрагенты, которые еще не сверились. Эти контрагенты еще не загрузили в сервис свои данные. Заполните по каждому такому контрагенту поле «Контактное лицо», и сервис отправит им приглашения загрузить книги продаж.

Устранив все расхождения, вы отправляете в налоговый орган «чистые» данные, тем самым избавляете себя от необходимости отвечать на массовые требования ФНС и риска доначислений НДС.

Сверки

Платные и бесплатные возможности сервиса

Платные пользователи Контур.Сверки могут:

  • Загружать и сверять книги покупок и книги продаж.
  • Приглашать в сервис контрагентов.

Абоненты Экстерна могут:

  • Загружать книги продаж.
  • Приглашать в сервис контрагентов.

Бесплатные пользователи Сверки могут:

  • Загружать книги продаж.
  • Сверяться только с пригласившим в сервис контрагентом.

Иными словами, если вы пользуетесь Сверкой, но ни один из ваших контрагентов не подключен к сервису на платной основе, они смогут загрузить книгу продаж, а вы — свериться с ними.

Контур.Сверка

Отправьте заявку на подключение к Контур.Сверке.

 

Читайте также статью «НДС-2015: как подготовиться к нововведениям».


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2246 просмотров
В избранное
2 комментария Написать свой
Все красиво описано, но как будет работать в реальности? К примеру, как быть с разрывом во времени - продавец включает счет-фактуру в книгу продаж в одном месяце (по факту реализации), а покупатель включает ее в книгу покупок в другом месяце (причины могут быть разными - оригиналы документов отправляются почтой и получается временной разрыв, или не исполнены все требования включения в книгу покупок - товар не оплачен, или вовсе по причине вмешательства "человеческого фактора" не оприходован)
Ответить Ответить
Добрый день!
Ситуация, которую вы описываете, встречается довольно часто. Это происходит, потому что продавец обязан внести счет-фактуру в книгу продаж в том периоде, в котором он ее выставил, и уплатить НДС с данной сделки. Покупатель же может вообще не отражать этот счет-фактуру в книге покупок или отразить в течение следующих трех лет с даты сделки. В этом случае будет работать межпериодная сверка, при которой пара счет-фактуре ищется в другом отчетном периоде.
Не совсем понятно, о какой конкретно сверке вы спрашиваете — о Контур.НДС+ или о сверке в информационной системе ФНС, — но кросс-периодная сверка работает и в том, и в другом случае.
Задать дополнительные вопросы по работе сервиса НДС + (Сверка) вы можете нашему онлайн-консультанту, а также по телефону 8 800 500-46-80.
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.