Как меняется отчетность по НДС
Уже в отчетность за I квартал 2015 года в составе декларации по НДС нужно подать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Новая форма декларации по НДС утверждена приказом ФНС № ММВ-7-3/558@.
Как мы уже писали в статье «НДС-2015: как подготовиться к нововведениям», налоговые органы намерены более тщательно следить за правильностью исчисления и уплаты НДС. Информационная система ФНС, куда ежеквартально будут сводиться сведения о счетах-фактурах, с помощью специальных алгоритмов будет сопоставлять данные продавцов и покупателей. Каждой записи в книге покупок покупателя должна найтись «пара» в книге продаж продавца. Счета-фактуры сопоставляются по нескольким реквизитам, например: ИНН, номер счета-фактуры, дата, стоимость покупок, сумма вычета, ставка налога.
Если контрагент не найдется или обнаружатся разногласия по каким-то данным, компания получит требование о представлении пояснений. В течение 6 рабочих дней нужно направить в ответ квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае налоговый орган вправе заблокировать расчетный счет организации. Далее в течение 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ) необходимо ответить на требование, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.
Отчего могут появиться расхождения?
Продавец недобросовестно ведет учет
По законодательству продавец, выставив счет-фактуру, обязан зарегистрировать его в книге продаж в том периоде, когда произошла реализация, независимо от того, когда он был выставлен и получен покупателем. Однако на практике возможны ситуации, когда продавец в силу халатности или недобросовестности этого не делает. В этом случае факт реализации остается документально не подтвержденным.
Бухгалтер переносит данные в учетную систему вручную
Если компания ведет бумажный документооборот, бухгалтеру приходится перебивать данные из счетов-фактур в учетную систему. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН организаций.
Практика показывает, что количество подобных расхождений может быть очень велико. Так, две компании, которые относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, проверили свои справочники контрагентов через онлайн-сервис ФНС npchk.nalog.ru. Оказалось, что 30 % контрагентов невалидны, причем в большинстве случаев из-за неверно указанных ИНН.
Ошибки в ИНН опасны тем, что при сверке данных в базе ФНС контрагент может просто не найтись. А значит, возникнет вопрос об обоснованности извлеченной покупателем налоговой выгоды, и бухгалтеру придется давать пояснения. Один-два случая в квартал некритичны. Но если с ошибкой занесен в учетную систему каждый третий контрагент, то требования о пояснениях парализуют работу бухгалтерии.
Контрагент уклоняется от налогообложения
Расхождения могут возникнуть из-за того, что поставщик сознательно не исполняет своих налоговых обязанностей. Отвечать на запросы налоговых органов придется даже в том случае, если вы ненамеренно выбрали в качестве партнера «однодневку» или фирму, в цепочке хозяйственных связей которой обнаружатся массовые «разрывы».
Чем рискуют налогоплательщики?
- Большое количество требований, по которым придется давать пояснения. Нужно будет поднимать подтверждающие документы по каждому случаю.
- Отказ в вычете НДС. По результатам камеральной проверки налоговый орган может принять решение об отказе в вычете НДС, а сверх этой суммы могут быть начислены пени и штрафы.
Как избежать массовых требований
Электронный документооборот
Самый верный способ снизить число расхождений, а значит, и требований ФНС — перейти на ЭДО. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом. При этом, если система ЭДО интегрирована с учетной системой, счет-фактура принимается к учету автоматически. А значит, расхождения, связанные с переносом данных в учетную систему, исключены.
Однако на практике даже те компании, которые перешли на ЭДО, обмениваются электронными документами не со 100% контрагентов. Многие небольшие компании ведут документооборот через веб-версии систем ЭДО. А значит, документы принимаются к учету вручную и могут затеряться. ЭДО, таким образом, не отменяет сверку. Скорее, эти процессы дополняют друг друга.
Сверка на бумаге
До 2015 года, когда изменился порядок декларирования НДС, у предприятий не было необходимости сверять с контрагентами все данные по счетам-фактурам. Аналогию можно усмотреть разве что в сверке сальдо, которую ежегодно проводят акционерные общества в рамках инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. Однако акт сверки взаимных расчетов, который при этом используется, решает совсем другую задачу, нежели сопоставление реквизитов в счетах-фактурах.
Так, в акте сверки взаимных расчетов может не указываться ИНН контрагента, а если он приводится, то в шапке документа; может быть не внесен счет-фактура; не указывается ставка и сумма НДС. Таким образом, чтобы использовать акты сверки взаимных расчетов для сопоставления данных по счетам-фактурам, форму придется адаптировать. А для этого потребуется дорабатывать бухгалтерскую систему.
Другой аспект — это время. В крупных компаниях только на формирование актов по всем контрагентам уходит не меньше недели. Еще около трех недель нужно, чтобы разослать акты поставщикам и дождаться от них ответа. Конечно, если кто-то из контрагентов пользуется ЭДО, акты сверки можно подписать электронной подписью и отправить в электронном виде. Это позволит сэкономить время на пересылке документов, однако сопоставлять данные придется вручную. Кроме суммы и факта отгрузки, по каждой сделке нужно проверять еще ряд параметров, а все это небыстро.
Между тем время в случае с НДС критично. Учитывая сроки отчетности (ФЗ от 29.11.2014 № 382-ФЗ), по истечении квартала у компаний есть меньше 25 дней на подготовку декларации, в том числе сверку данных по счетам-фактурам. Всем ли успеют свериться вручную?
Автоматическая сверка онлайн
Чтобы налогоплательщики могли свериться с контрагентами в автоматическом режиме, компания СКБ Контур разработала сервис Контур.Сверка. Он отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам, номерам счетов-фактур и прочим реквизитам.
Кроме того, пользователи могут оценить благонадежность своих поставщиков и подрядчиков и отказаться от сотрудничества с фирмой, если совокупность признаков указывает на то, что у нее могут быть финансовые проблемы или она очень похожа на «однодневку».
Как работает Контур.Сверка
Работа с контрагентами
Чтобы проверить реквизиты контрагентов и убедиться в их благонадежности, загрузите в сервис сформированный в учетной системе справочник контрагентов: наименование организации, ИНН, КПП, e-mail, ФИО контактного лица. Можно сразу загрузить в Контур.Сверку книгу покупок и книгу продаж. Сервис создаст справочник контрагентов и заполнит из книг первые три столбца. Вам останется добавить только e-mail и имя контактного лица.
В получившемся справочнике контрагенты с ошибками подсвечены красным. По каждому выводится пояснение, какие реквизиты сервис считает ошибочными. Исправьте ошибки в учетной системе и загрузите справочник и книги повторно.
Также по каждому контрагенту в справочнике выводятся данные из сервиса Контур.Фокус, которые помогают сделать заключение о благонадежности контрагента. Зеленый маркер — подозрительных фактов не найдено. Оранжевый — присмотритесь к компании внимательнее. Красный — организация ликвидирована или находится в стадии ликвидации. По клику на «светофор» открывается карточка компании с объяснением, почему она маркирована именно так: например, предприятие недействующее или в его адрес подано исков на несколько миллионов рублей.
Процесс сверки
Нажмите кнопку «Загрузить книги покупок/продаж и начать сверку». Сервис за доли секунды сопоставит ваши счета-фактуры со счетами-фактурами ваших контрагентов и покажет четыре результата:
- Контрагенты без разногласий. Сверка с ними успешно завершена.
- Контрагенты с ошибками. Это компании с ошибками в реквизитах: неверный ИНН, налогоплательщик не зарегистрирован в ЕГРН или ликвидирован. Устраните неточности в учетной системе и загрузите книгу снова.
- Контрагенты с разногласиями. Обнаружены разногласия между вашими данными и данными контрагента. По клику открывается сравнительная таблица по каждому счету-фактуре, где красным выделены сведения, которые не сошлись. Здесь же можно в режиме онлайн обсудить с контрагентом, кто допустил неточность. Тот, на чьей стороне обнаружена ошибка, вносит исправления в учетной системе и снова загружает книгу в сервис.
- Контрагенты, которые еще не сверились. Эти контрагенты еще не загрузили в сервис свои данные. Заполните по каждому такому контрагенту поле «Контактное лицо», и сервис отправит им приглашения загрузить книги продаж.
Устранив все расхождения, вы отправляете в налоговый орган «чистые» данные, тем самым избавляете себя от необходимости отвечать на массовые требования ФНС и риска доначислений НДС.
Платные и бесплатные возможности сервиса
Платные пользователи Контур.Сверки могут:
- Загружать и сверять книги покупок и книги продаж.
- Приглашать в сервис контрагентов.
Абоненты Экстерна могут:
- Загружать книги продаж.
- Приглашать в сервис контрагентов.
Бесплатные пользователи Сверки могут:
- Загружать книги продаж.
- Сверяться только с пригласившим в сервис контрагентом.
Иными словами, если вы пользуетесь Сверкой, но ни один из ваших контрагентов не подключен к сервису на платной основе, они смогут загрузить книгу продаж, а вы — свериться с ними.
Читайте также статью «НДС-2015: как подготовиться к нововведениям».
Ситуация, которую вы описываете, встречается довольно часто. Это происходит, потому что продавец обязан внести счет-фактуру в книгу продаж в том периоде, в котором он ее выставил, и уплатить НДС с данной сделки. Покупатель же может вообще не отражать этот счет-фактуру в книге покупок или отразить в течение следующих трех лет с даты сделки. В этом случае будет работать межпериодная сверка, при которой пара счет-фактуре ищется в другом отчетном периоде.
Не совсем понятно, о какой конкретно сверке вы спрашиваете — о Контур.НДС+ или о сверке в информационной системе ФНС, — но кросс-периодная сверка работает и в том, и в другом случае.
Задать дополнительные вопросы по работе сервиса НДС + (Сверка) вы можете нашему онлайн-консультанту, а также по телефону 8 800 500-46-80.