НДС по‑новому: сверяемся с контрагентами — СКБ Контур

НДС по‑новому: сверяемся с контрагентами

3 апреля 2015 2

ФНС ежеквартально сверяет сведения о счетах-фактурах, которые подают покупатели и продавцы, с отчетностью по НДС. Расхождения могут повлечь отказ в вычете НДС. Почему могут возникнуть разногласия и как их избежать, расскажет Кристина Гнездилова, эксперт проекта Контур.НДС+ компании СКБ Контур.

Кристина Гнездилова

Как меняется отчетность по НДС

Начиная с отчетности за I квартал 2015 года в составе декларации по НДС нужно подавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Форма декларации по НДС утверждена Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Используя данные сведения, налоговые органы тщательно следят за правильностью исчисления и уплаты НДС.

Информационная система ФНС АСК НДС-2, куда ежеквартально сводятся сведения о счетах-фактурах, с помощью специальных алгоритмов сопоставляет данные продавцов и покупателей. Каждой записи в книге покупок покупателя должна найтись «пара» в книге продаж продавца. Счета-фактуры сопоставляются по нескольким реквизитам, например: ИНН, номер счета-фактуры, дата, стоимость покупок, сумма вычета, ставка налога.

Если контрагент не нашелся или обнаружились разногласия по каким-то данным, компания получит требование о представлении пояснений. В течение шести рабочих дней нужно направить в ответ квитанцию о приёме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае налоговый орган вправе заблокировать расчетный счет организации. Далее в течение пяти рабочих дней (ст. 88 НК РФ) необходимо ответить на требование, передав уточнённую декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре из требования.

Отчего могут появиться расхождения?

Продавец недобросовестно ведет учет

По законодательству продавец, выставив счёт-фактуру, обязан зарегистрировать его в книге продаж в том периоде, когда произошла реализация, независимо от того, когда он был выставлен и получен покупателем. Однако на практике возможны ситуации, когда продавец из-за халатности или недобросовестности этого не делает. Тогда факт реализации остаётся документально не подтвержденным.

Бухгалтер переносит данные в учетную систему вручную

Если компания ведет бумажный документооборот, бухгалтеру приходится перебивать данные из счетов-фактур в учётную систему. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН организаций.

Практика показывает, что количество подобных расхождений может быть очень велико, причем в большинстве случаев из-за неверно указанных ИНН. Ошибки в ИНН опасны тем, что при сверке данных в базе ФНС контрагент может просто не найтись. Это приведет к расхождениям между данными продавца и покупателя, и бухгалтеру придётся давать пояснения. Один-два случая в квартал не критичны, но если с ошибкой занесены в учётную систему хотя бы 15 % контрагентов, требования о пояснениях могут парализовать работу бухгалтерии.

Контрагент уклоняется от налогообложения

Расхождения могут возникнуть из-за того, что поставщик сознательно не исполняет своих налоговых обязанностей. Отвечать на запросы налоговых органов придется даже в том случае, если вы ненамеренно выбрали в качестве партнёра «однодневку» или фирму, в цепочке хозяйственных связей которой обнаружатся массовые «разрывы».

Чем рискуют налогоплательщики?

  1. Большое количество требований, по которым придется давать пояснения. Нужно будет поднимать подтверждающие документы по каждому случаю.
  2. Отказ в вычете НДС. По результатам камеральной проверки налоговый орган может признать налоговые вычеты неправомерными и доначислить налог или отказать в возмещении НДС, а сверх этой суммы могут быть начислены пени и штрафы.
  3. Доначисление НДС. Если в ходе проверки выяснится, что ошибка на стороне продавца, то инспекция может доначислить НДС с реализации и привлечь компанию к налоговой ответственности.

Как избежать массовых требований

Электронный документооборот

Самый верный способ снизить число расхождений, а следовательно, и требований ФНС — перейти на ЭДО. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом. Если система ЭДО интегрирована с учётной системой, счёт-фактура принимается к учету автоматически. А значит, расхождения, связанные с переносом данных в учётную систему, исключены.

Однако на практике даже те компании, которые перешли на ЭДО, обмениваются электронными документами не со 100 % контрагентов. Многие небольшие компании ведут документооборот через веб-версии систем ЭДО. А значит, документы принимаются к учету вручную и могут затеряться. ЭДО, таким образом, не отменяет сверку. Скорее, эти процессы дополняют друг друга.

Сверка на бумаге

До того, как в 2015 году изменился порядок декларирования НДС, у предприятий не было необходимости сверять с контрагентами все данные по счетам-фактурам. Аналогию можно усмотреть разве что в сверке сальдо, которую ежегодно проводят акционерные общества в рамках инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. Однако акт сверки взаимных расчетов, который при этом используется, решает совсем другую задачу, нежели сопоставление реквизитов в счетах-фактурах.

Так, в акте сверки взаимных расчетов:

  • может не указываться ИНН контрагента, а если он приводится, то в шапке документа;
  • может быть не внесен сам счет-фактура в акт, соответственно, и данные из него;
  • не указывается ставка и сумма НДС.

Таким образом, чтобы использовать акты сверки взаимных расчётов для сопоставления данных по счетам-фактурам, форму придется адаптировать. А для этого потребуется дорабатывать бухгалтерскую систему.

Другой аспект — это время. В крупных компаниях только на формирование актов по всем контрагентам уходит не меньше недели. Еще около трех недель нужно, чтобы разослать акты поставщикам и дождаться от них ответа. Конечно, если кто-то из контрагентов пользуется ЭДО, акты сверки можно подписать электронной подписью и отправить в электронном виде. Это позволит сэкономить время на пересылке документов, однако сопоставлять данные придется вручную. Кроме суммы и факта отгрузки, по каждой сделке нужно проверять ещё ряд параметров, а все это небыстро.

Между тем время в случае с НДС критично. Учитывая сроки отчетности (п. 5 ст. 174 НК РФ), по истечении квартала у компаний есть меньше 25 дней на подготовку декларации, в том числе сверку данных по счетам-фактурам. Все ли успеют свериться вручную?

Автоматическая сверка онлайн

Чтобы налогоплательщики могли свериться с контрагентами в автоматическом режиме, компания СКБ Контур разработала сервис Контур.НДС+. Он отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам, номерам счетов-фактур и прочим реквизитам.

Кроме того, пользователи могут оценить благонадежность своих поставщиков и подрядчиков и отказаться от сотрудничества с фирмой, если совокупность признаков указывает на то, что у нее могут быть финансовые проблемы или она очень похожа на «однодневку».

Как работает Контур.НДС+

Процесс сверки

Нажмите кнопку «Загрузить книги покупок/продаж и начать сверку». Сервис за доли секунды сопоставит ваши счета-фактуры со счетами-фактурами ваших контрагентов и покажет четыре результата:

  • Контрагенты без разногласий. Сверка с ними успешно завершена.
  • Контрагенты с ошибками. Это компании с ошибками в реквизитах: неверный ИНН, налогоплательщик не зарегистрирован в ЕГРН или ликвидирован. Устраните неточности в учетной системе и загрузите книгу снова.
  • Контрагенты с разногласиями. Обнаружены разногласия между вашими данными и данными контрагента. По клику открывается сравнительная таблица по каждому счёту-фактуре, где красным выделены сведения, которые не сошлись. Здесь же можно в режиме онлайн обсудить с контрагентом, кто допустил неточность. Тот, на чьей стороне обнаружена ошибка, вносит исправления в учетной системе и снова загружает книгу в сервис.
  • Контрагенты, которые еще не сверились. Эти контрагенты ещё не загрузили в сервис свои данные. Заполните по каждому такому контрагенту поле «Контактное лицо», и сервис отправит им приглашения загрузить книги продаж.

Устранив все расхождения, вы отправляете в налоговый орган «чистые» данные, тем самым избавляете себя от необходимости отвечать на массовые требования ФНС и от риска доначислений НДС.

Работа с контрагентами

Чтобы проверить реквизиты контрагентов и убедиться в их благонадёжности, загрузите в сервис сформированный в учётной системе справочник контрагентов: наименование организации, ИНН, КПП, e-mail, Ф.И.О. контактного лица. Можно сразу загрузить в Контур.НДС+ книгу покупок и книгу продаж. Сервис создаст справочник контрагентов и заполнит из книг первые три столбца. Вам останется добавить только e-mail и имя контактного лица.

В получившемся справочнике контрагенты с ошибками подсвечены красным. По каждому выводится пояснение, какие реквизиты сервис считает ошибочными. Исправьте ошибки в учетной системе и загрузите справочник и книги повторно.

Также по каждому контрагенту в справочнике выводятся данные из сервиса Контур.Фокус, которые помогают сделать заключение о благонадёжности контрагента. Зеленый маркер — подозрительных фактов не найдено. Желтый — присмотритесь к компании внимательнее. Красный — организация ликвидирована или находится в стадии ликвидации. По клику на «светофор» открывается сводный отчет по компании с объяснением, почему она маркирована именно так: например, предприятие недействующее или в его адрес подано исков на несколько миллионов рублей.

Контур.НДС+ поможет вам быть уверенным в надежности контрагента в течение всего периода совместной работы. Сервис отслеживает изменения статуса компании или ИП и присылает информацию о таких изменениях на вашу электронную почту.

Требования

В рамках камеральной проверки ФНС может выявить в декларациях по НДС расхождения в данных, указанных внутри декларации, и расхождения с данными контрагента. Обнаружив любую из этих ошибок, ФНС направляет требование о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию по НДС (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Чтобы составить пояснение по поводу расхождений и выяснить, в чьих данных, ваших или контрагента, была допущена ошибка, нужно сравнить данные из полученного требования с имеющимися счетами-фактурами, а также с информацией из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур. Процедура непростая: чтобы принять или скорректировать каждую строку, нужно найти соответствующий счёт-фактуру и сопоставить эти данные с требованием.

Контур.НДС+ позволяет открыть поступившие из ФНС требования и разобрать каждый счёт-фактуру. В списке счетов-фактур из требования, помимо описания ошибки, дается информация о реквизитах счета-фактуры, контрагенте, стоимости и сумме НДС, указанных в вашей декларации, а также данные из декларации контрагента. Таким образом, вы можете быстро разобраться, где была допущена ошибка, и оперативно сформировать ответ на требование.

Вычеты

Еще одна полезная возможность Контур.НДС+ — отражение сумм, доступных к вычету. В сервисе есть информация от поставщиков — какие счета-фактуры они заносили в книгу продаж — и информация от покупателей — какие счета-фактуры они заносили в книгу покупок. Даже если счета-фактуры по каким-то причинам нет в учетной системе покупателя, сервис подскажет ему, что сделка была и он может получить вычет.

На главной странице в блоке «Доступный к вычету НДС» вы видите:

  • сумму доступного вычета за сгорающий квартал — это счета-фактуры по тем сделкам, которые проошли три года назад. У вас остался последний квартал, чтобы получить вычет по ним в общем порядке;
  • сумму доступного вычета за последние три года, то есть весь доступный вычет.

В разделе «Вычеты» есть общий список счетов-фактур, в котором можно выделять:

  • счета-фактуры с полным вычетом — они ни разу не встречались в книгах покупок;
  • счета-фактуры с частичным вычетом — по ним НДС частично уже был принят к вычету.

Счета-фактуры можно сортировать по сумме НДС (чтобы начать работать с самых существенных сумм), КВО, дате, кварталу, а также смотреть данные за нужный период: последние три года, сгорающий квартал, последний год.

Благодаря этому разделу вы сможете:

  1. контролировать «безопасную долю» вычетов по НДС относительно уплаченного налога;
  2. минимизировать сумму, которую выплачиваете в бюджет, то есть снизить налоговые издержки и, соответственно, увеличить прибыль предприятия.
Экстерн
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН
Узнать больше
Кристина Гнездилова
Экстерн
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
2 комментария
АЛ
Александр Лепихов 3 августа 2015
Все красиво описано, но как будет работать в реальности? К примеру, как быть с разрывом во времени - продавец включает счет-фактуру в книгу продаж в одном месяце (по факту реализации), а покупатель включает ее в книгу покупок в другом месяце (причины могут быть разными - оригиналы документов отправляются почтой и получается временной разрыв, или не исполнены все требования включения в книгу покупок - товар не оплачен, или вовсе по причине вмешательства "человеческого фактора" не оприходован)
Ирина Васильева 27 октября 2015
Добрый день!
Ситуация, которую вы описываете, встречается довольно часто. Это происходит, потому что продавец обязан внести счет-фактуру в книгу продаж в том периоде, в котором он ее выставил, и уплатить НДС с данной сделки. Покупатель же может вообще не отражать этот счет-фактуру в книге покупок или отразить в течение следующих трех лет с даты сделки. В этом случае будет работать межпериодная сверка, при которой пара счет-фактуре ищется в другом отчетном периоде.
Не совсем понятно, о какой конкретно сверке вы спрашиваете — о Контур.НДС+ или о сверке в информационной системе ФНС, — но кросс-периодная сверка работает и в том, и в другом случае.
Задать дополнительные вопросы по работе сервиса НДС + (Сверка) вы можете нашему онлайн-консультанту, а также по телефону 8 800 500-46-80.