Нюансы подтверждения нулевой ставки НДС

Выпуск № 26
Александр Лавров 14 июля 2015

Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ вносит поправки в ст. 165 НК РФ. Часть изменений действуют с 29.01.2015, остальные вступят в силу только с 01.10.2015. О том, как можно подтвердить нулевую ставку НДС, рассказывают аттестованный аудитор Александр Лавров и эксперт Контур.Декларанта Наталья Лайша.

Каков порядок сбора документов для подтверждения нулевого НДС?

Александр Лавров: Состав пакета необходимых документов установлен ст. 165 НК РФ. В него входят экспортный контракт, таможенные декларации с отметками таможни, а также транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы с отметками таможни о вывозе товара. Все документы на подтверждение нулевой ставки НДС представляются в виде копий. И лишь для таможенных деклараций установлено исключение: их копии можно заменить на реестр. С 01.10.2015 такое право будет у экспортера и в отношении документов, подтверждающих вывоз товара, например накладных (см. 452-ФЗ).

На сбор документов у экспортера есть 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если компания не уложилась в этот срок, она должна начислить налог по ненулевой ставке: 18 или 10 %. Однако начисленный в этом случае НДС покупателю не предъявляется, цена договора на него не увеличивается и к выручке он прямого отношения не имеет. 

Как подтверждать нулевой НДС с 01.10.2015?

Наталья Лайша: С этого момента у экспортеров и импортеров появится возможность представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов на бумажных носителях реестры этих документов в электронном виде через оператора ЭДО. Это значит, что подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов по экспортным и импортным операциям будет намного проще, а объем документооборота существенно сократится.

Чтобы еще упростить процесс представления документов в налоговую инспекцию, реестры можно будет готовить и передавать в систему интернет-отчетности Контур.Экстерн из сервиса для таможенного декларирования Контур.Декларант. В сервисе могут работать сразу несколько пользователей с различной ролью даже из разных офисов или городов. При этом пользователь-бухгалтер получает доступ к архиву всех «выпущенных» таможенных деклараций: может выгружать сведения в книгу покупок, сверять данные по счетам-фактурам, формировать реестры таможенных деклараций, делать подборку информации для подтверждения применения нулевой ставки НДС.

Как отразить в бухучете сумму НДС, начисленного по неподтвержденному экспорту?

Александр Лавров: Существуют два основных варианта. Первый рекомендован Минфином России в письме от 27.05.2003 № 16-00-14/177. В соответствии с ним нужно отражать начисление НДС по неподтвержденному экспорту по ненулевой ставке проводкой Дт 68 «НДС к возмещению» Кт 68 «НДС к начислению».

Но такой НДС в бухгалтерском балансе не должен влиять на состояние расчетов с бюджетом, так как на дату начисления налога у организации еще не возникает права на его вычет (возмещение). Значит, его отражение на счете 68 может запутать бухгалтера и привести к ошибке в отчетности. Поэтому логичнее отразить начисленный при неподтверждении экспорта НДС на счете 19 или 76 (см. табл.). 

Отражение НДС, начисленного при неподтверждении экспорта

Содержание операции Дебет Кредит
Начислен НДС при неподтверждении нулевой ставки 19/76 68-НДС
Начислены пени по НДС 91-2/99 68-НДС
Принят к вычету «входной» НДС 68-НДС 19
  • Если и в дальнейшем экспорт не подтвержден
            Списан начисленный НДС 91-2 19/76
  • Если экспорт в дальнейшем подтвержден
            Принят к вычету НДС, начисленный ранее 68-НДС 19/76
            Восстановлен «входной» НДС 19 68-НДС
            «Входной» НДС заново принят к вычету 68-НДС 19

Как подтвердить нулевую ставку после начисления ненулевого НДС?

Александр Лавров: Если компания соберет все документы, можно принять к вычету тот НДС, который был начислен по истечении 180 дней. На это отводится три года после окончания периода, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт (пп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167, п. 2 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 03.02.2015 № 03-07-08/4181).

Если документы так и не будут собраны, то начисленный НДС нужно списать на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Эти расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15047/12, письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Признать расходы в налоговом учете можно уже на момент начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). В бухучете же все зависит от оценки организацией ситуации и вероятности подтвердить нулевую ставку. Если организация решила не подтверждать экспорт, выполняется требование абз. 4 п. 19 ПБУ 10/99: расходы признаются, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов. Поэтому, как и в налоговом учете, уже на дату начисления НДС можно списать его на прочие расходы.

Если все же есть уверенность, что необходимые документы будут собраны, а нулевая ставка подтверждена, в бухучете с признанием расходов нужно подождать. Да и в налоговом учете в этом случае лучше не торопиться с отражением расходов: если впоследствии экспорт будет подтвержден, то расходы в виде НДС придется аннулировать, скорее всего, с доплатой налога и пенями.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1543 просмотра
В избранное
Экстерн
Экстерн

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН

Узнать больше
Декларант
Декларант

Отправляйте таможенные декларации в электронном виде во все таможенные органы России

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
Выпуск №26, июль 2015
Актуальные вопросы декларирования НДС
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.