Как открыть свою кондитерскую — СКБ Контур

«Маруся»: от стационарных точек – к франшизе по всей России

4 августа 2015 2 250 Бизнес‑идеи

Нижний Тагил, 2013
Стартовый капитал 300 000 ₽
Окупаемость за полгода

Сергей Партин, основатель кондитерского дома «Маруся», с самого детства стремился к совершенству. «Быть лучшим во всем, за что берешься» — с таким девизом предприниматель из Екатеринбурга идет по жизни. Сделав успешную карьеру в нефтяной отрасли, в 2008 году, в разгар экономического кризиса, он решил поменять офисное место на призрачные перспективы собственного бизнеса. 

Первый же бизнес-проект Сергея Партина — детской аттракцион на воде — окупился всего за сутки. Уже через год предпринимательский талант Сергея помог ему из владельца аттракциона превратиться в поставщика оборудования. Но успех в бизнесе не заставил отказаться от поисков своего пути: продав компанию, он отправился в путешествие, а когда вернулся, открыл себя в совершенно новой отрасли — кондитерской. До обвала рубля сеть его кондитерских «Маруся» была самой известной в Екатеринбурге. Но сегодня все три точки закрылись. Бизнес-провал или новые горизонты?

Как он нашел перспективную бизнес-модель, раскрутил франшизу и переориентировался на корпоративных заказчиков, Сергей Партин рассказывает в интервью «Контур.Журналу».

Первые шаги в бизнесе   

У меня с детства было стремление искать свой собственный путь и всегда становиться лучшим в том деле, которым занимаешься. Сколько себя помню, я всегда вел достаточно активный образ жизни. Был кандидатом в мастера спорта по футболу, победителем всероссийской олимпиады по географии, активно увлекался туризмом и геологией. Окончил Уральский государственный горный университет, я специалист по сопровождению нефтяных и газовых скважин. Параллельно занимался работой со школьниками, готовил им методички и советы по туристическим и геологическим походам.

После выпуска около четырех лет работал по специальности в Казахстане, на Русском Севере, в канадско-американской компании — в области нефтедобычи. Начинал я с должности геофизика-нефтяника, в чьи обязанности входило проведение изысканий и исследований перед запуском нефтяных скважин, вскоре я дорос до начальника партии. И примерно в это время я почувствовал, что вся эта деятельность не для меня. Я не видел в нефтяной отрасли комфортного будущего для себя. Так, в 2008 году, я ушел практически в никуда.

Моим первым бизнесом стал обычный детский аттракцион — зорбинг, это большие надувные шары, в которых дети могли кататься по поверхности водоема. Первоначальные вложения составили 40 000 руб. собственных средств, они окупились в первый же день. Детей катал сам, договорившись с разными парками развлечений в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

В 2009 году я запустил новое направление  стал поставщиком оборудования для аттракционов, развлекательных центров и спортивных площадок из Китая. Работал именно с небольшими конечными заказчиками и был, наверное, одним из первых таких предпринимателей у нас в стране. Оглядываясь назад, вижу, что этот бизнес можно было превратить во вполне масштабную и прибыльную компанию. Но я столкнулся с многочисленными административными вопросами, к тому же у меня не было опыта делегирования полномочий. И я решил снова перевернуть страницу в своей жизни.

Я просто продал все запасы, закрыл бизнес и на вырученные деньги отправился путешествовать по миру в поисках себя. Ближний Восток, Европа, Азия… огромное количество впечатлений. В результате я нашел то, что привело меня к созданию текущего бизнеса — кондитерского дома «Маруся».

На меня огромное впечатление произвела Индия, где я прожил несколько месяцев. В Бенгалии меня поразила местная кухня, я настолько проникся, что прошел местные курсы по приготовлению экзотических блюд.

Вернувшись на Урал, на оставшиеся средства я открыл небольшой ресторан индийской вегетарианской кухни, который так и назвал — «Бенгалия». Мы начали набирать популярность, стало расти число клиентов. Но что меня удивило тогда, больше всего клиенты оценили предлагаемые нами восточные сладости. Не южные рахат-лукум, пахлаву или чак-чак, а именно восточные рецепты, в которых используются специально приготовленные фрукты и сухофрукты.

Потом я повстречался с одним интересным человеком, с которым мы в итоге стали партнерами. Он специализировался на европейских сладостях, традиционном шоколаде, тортах, пирожных. У нас нашлось много общих интересов, возникли первые наброски совместного проекта. Мы специально прошли обучение на кулинарных курсах, активно консультировались с известными российскими мастерами. И в итоге открыли кондитерскую, вдвоем подобрав и создав для нее больше двухсот оригинальных кулинарных рецептов.

Точка роста

Половину инвестиций составили наши собственные средства, остальные деньги мы получили в виде грантов от городских властей и областного фонда поддержки предпринимательства. Деньги пошли на открытие, развитие, а последний грант — уже на запуск франшизы. Получить гранты оказалось просто: в нашей области практически не было конкурентов, да и жюри понравился наш бизнес-план.

Вообще мы оказались в нише, где практически не было конкурентов, поэтому сразу после первой кондитерской мы открыли еще две — клиентский спрос оказался очень высок. Даже сегодня на миллионный Екатеринбург я могу назвать от силы две качественные кондитерские, кроме «Маруси». Но при этом мы были первыми, наши рецепты считаю лучшими и оригинальными, а производство — соответствующим самым строгим стандартам.

Все было хорошо до декабря 2014 года, когда рухнул рубль. Так сложилось, что мы полностью зависим от иностранных поставщиков: у них мы закупаем шоколад, фрукты и другие ингредиенты.

После девальвации себестоимость агар-агара, необходимого практически во всех рецептах, выросла с 700 до 2400 руб. за килограмм. Соответственно и ценник на наши продукты вырос чуть ли не в два раза. При этом доходы у клиентов и спрос на нашу продукцию, наоборот, упали. И поскольку мы не собирались снижать планку качества, то конкурировать с магазинными тортами из коробок, которые делаются на маргарине, стало очень сложно.

Мы решили делать упор на направление, которое начали продвигать до этого, — кондитерские мастер-классы. Создали мобильные кондитерские мастерские, совмещающие развлекательную часть и подготовительный кулинарный курс. Это было определенным вызовом, так как кондитерские изделия очень требовательны к процессу приготовления. Но мы с партнером разработали специальные рецептуры, которые позволяли делать сладости где угодно — хоть в офисе, хоть на столиках в парке. И постепенно начали выезжать с ними к самым разным заказчикам. Спектр оказался широкий: от детских и школьных мероприятий до корпоративов и свадеб.

За счет спектра рекламных инструментов (контекстная реклама, социальные сети, e-mail-рассылка, участие в купонных программах) мы получили достаточно широкую известность. Уже через пару месяцев стали проводить мастер-классы в соседних городах. Плюс мы участвовали в различных мероприятиях, благодаря своей оригинальности стали заметны для прессы, сработало и сарафанное радио.

Освоение новой бизнес-модели

В 2015 году мы победили в национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех» в номинации «Лучший молодежный проект», а затем мне удалось в прямом эфире задать вопрос президенту Владимиру Путину, он был связан с моим хобби — развитием талантов у детей, но параллельно пришлось немного рассказать и о своем бизнесе мобильных кондитерских. В результате наша популярность выросла настолько, что мы уже не могли справляться сами: например, за один выезд в Челябинск нам приходилось проводить сразу шесть мероприятий. Отсюда родилась идея франшизы. 

Пришлось осваивать новую бизнес-модель. Кондитерские производства всю зиму и весну 2015 года так и оставались убыточными, арендаторы не захотели пойти на уступки, в результате 1 июля мы закрыли последнюю точку.  

Преимущество франшизы заключается в том, что мы расширяем бизнес силами и действиями других людей. Пусть наша доля становится значительно меньше, но с учетом роста масштаба это гораздо перспективнее, чем содержание стационарной точки в Екатеринбурге.

К франшизе мы подошли со всей ответственностью: мы выезжаем к каждому новому партнеру и на месте настраиваем все оборудование, производство, процессы, даем контакты поставщиков, оказываем аналитическую и информационную поддержку. Мы не настаиваем на оплате, пока не начнут приходить живые деньги. Сейчас у нас партнеры в 20 городах России и Казахстана.

Планы на будущее

В начале года мы сочли перспективным изготовление корпоративных сувениров из шоколада и немедленно реализовали эту идею. Сегодня мы принимаем заказы на шоколад любых форм, с нанесением надписей, логотипа. Есть дизайнеры, фотографы, которые могут сделать что угодно, хоть статую заказчика. Мощности для изготовления у нас остались от кондитерских, мы арендовали специальное помещение по выгодной ставке и сейчас активно продвигаем эту услугу. Преимущества этого направления в том, что шоколад может храниться значительно дольше обычных сладостей. Например, в кондитерских наши продукты были всегда свежие — хранились не больше двух дней. Шоколад же можно отсылать в любую точку России и быть уверенным, что с ним ничего не произойдет по пути и что он останется таким же вкусным.

Мы внимательно смотрим на рынок и не боимся меняться или пробовать новое.

В наших планах — открыть не менее 30 франшиз по всей России до конца года. И поскольку на сегодня их уже 20, то наш план мы, скорее всего, перевыполним.

По шоколадному направлению мы нацелены на то, чтобы войти в пятерку ведущих игроков на рынке и заключить постоянные контракты с крупными корпорациями.

Лично мне, помимо бизнеса, хочется больше времени уделять некоммерческой деятельности, работе с талантливой молодежью, делиться с ней накопленным опытом. Мой проект развития молодежных инициатив уже третий год работает в Нижнем Тагиле.

Большинство людей идет в бизнес за заработком. Более интересный мотив — это самореализация. Для нормального начала своего бизнеса советую сразу понять, в чем вы действительно сильны. В чем вы можете стать лучшими и как можете принести пользу окружающим, своему городу, своей стране? А дальше уже будни: маркетинговые технологии, рекламные кампании, поиск нормальных схем работы. Для этого настоятельно советую прочитать как можно больше книг с прикладными советами для бизнеса. И продолжайте учиться, в том числе на своих ошибках.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий