Как мобильной кофейне работается в кризис. Сюжет – 3

Михаил Ф. 10 августа 2015

Контур.Журнал продолжает публиковать материалы от предпринимателя из Екатеринбурга, который владеет мобильной кофейней Coffee-Service. В третьем сюжете читайте о том, как кризис повлиял на его бизнес и на рынок в целом. 

Начало истории:

Coffee-service выезжает на улицы Екатеринбурга. Сюжет-1

Мобильная кофейня: оформление документов и первые впечатления. Сюжет — 2   

Несмотря на то, что мобильная кофейня — это формат довольно скромного микробизнеса, любые экономические изменения не обходят его стороной. Поэтому, суммируя все изменения, которые происходили с моим бизнесом за последние полгода, я объединю их в пять больших блоков.    

1. Конкуренция растет, несмотря на кризис.

С кризисом я почувствовал падение продаж, замедлилась покупательская активность. Как мне кажется, это объясняется тем, что люди стали ограничивать себя в каких-то дополнительных тратах. Но поскольку мобильная кофейня — это бизнес с небольшими объемами продаж, то в целом снижение активности на рынке для нас не убийственно. Тем не менее, чтобы чувствовать себя более-менее спокойно, в день нужно продавать не менее 100 стаканчиков кофе. Это тот «нормальный» уровень, который позволит мобильной кофейне держаться на плаву. Проблема лишь в том, что 100 стаканчиков сейчас продать довольно сложно. И дело не только в кризисе.    

В последнее время в Екатеринбурге появились новые мобильные кофейни. Как это ни странно, но конкуренция, несмотря на кризис, выросла. В поле моего зрения уже попали три новых кофе-автомобиля, они тоже дислоцируются в центре города. От того, что точек стало больше, продажи, я думаю, снизились у всех. 

2. Проблема выбора точки для продажи становится более острой.

Казалось бы, с появлением конкурентов должны возникать вопросы, связанные с распределением мест. И они, конечно, возникают, но пока мы места никак не делим. У меня есть две точки в центре Екатеринбурга, на которых мы стоим постоянно. Но оба эти места в плане продаж достаточно слабые. Самые проходные места заняты. Причем на одном месте стоят сразу два кофе-автомобиля — прямо напротив друг друга. На другом месте вместо кофе-машины, стоявшей там недавно, появился кофейный киоск. А сама машина сейчас продается на Avito. Видимо, кому-то уже успел надоесть мобильный бизнес.   

3. Вопрос о конкурентных преимуществах становится актуальным как никогда раньше.  

Как я уже говорил, у Coffee-Service в городе две точки продаж. На одно место приезжаем только мы. А на другое приезжает еще одна кофе-машина, и мы часто становимся напротив друг друга. Поэтому продажи постоянно колеблются. Цены сейчас у всех одинаковые, если не брать в расчет плюс / минус 10 руб., что, как правило, никто не замечает.  

Как конкурировать в ситуации, когда у всех одинаковый ассортимент, бизнес-формат и цены? Я пока нашел для себя только один ответ: надо привлекать покупателей стабильным качеством напитка. 

4. Повышение цены на продукт не спасет бизнес в критической ситуации. 

Было бы странно, если бы поставщики в связи с кризисом не подняли цены на кофе. Они, конечно, это сделали. Впрочем, это было ожидаемо. Многие игроки рынка аналогичным образом отреагировали на ситуацию — то есть вслед за поставщиками быстро повысили цены на продукт. Но мы сейчас думаем о том, чтобы, наоборот, опустить цены до уровня прошлого года. Разумеется, мы станем меньше зарабатывать, но это будет не столь существенная разница.  

5. Суровая русская зима — главный конкурент мобильной торговли. 

Интересная складывается ситуация. Еще несколько лет назад россияне спокойно пили в огромных количествах растворимый кофе, не особенно задумываясь, как он пахнет и каковы его вкусовые качества. И вот наступает кофейный бум: потребитель начинает разбираться, чем отличается хороший напиток от плохого, готов пробовать эспрессо, капучино, американо и другие разновидности кофе и кофейных напитков. При таких условиях рынок должен быть «рад» любым бизнес-форматам. Но тут коррективы вносит климат.

Если рассуждать логически, то летом из-за жары люди должны меньше пить горячего. И в этот период наши продажи должны проседать. Но как оказалось, летом, наоборот, покупают больше, чем в остальное время года. Зимой же мы вообще не работаем. Во-первых, при низких температурах оборудование замерзает. Во-вторых, в холод люди предпочитают покупать кофе в стационарных точках. 

Впрочем, не все так плохо. За последние полгода произошли и позитивные сдвиги. Так, например, у меня появился сотрудник с водительскими правами. А это действительно очень важно. В прошлом году, когда у меня были работники без прав, мне приходилось многое делать самому, я все время был привязан к мобильной кофейне. Теперь эту проблему можно считать решенной.

Выводы и советы:

  • Думайте о том, чем вы можете выделиться на фоне конкурентов, которые наступают вам на пятки.

Как показывает практика, «игра» с ценником — не выход из ситуации. Нужно серьезнее подходить к делу. В кофейной индустрии сейчас набирают популярность альтернативные способы заваривания кофе. Появляются ценители особенного кофе — люди, которые хотят экспериментировать со вкусами и ароматами, пробовать что-то необычное. Мы бы с удовольствием подхватили этот тренд и развивали его в рамках своего небольшого мобильного бизнеса. Но все не так просто: альтернативные способы заваривания предполагают использование множества различных аксессуаров, но их негде хранить в кофейне на колесах. Поэтому этот привлекательный вариант отпадает.

Основными критериями для потребителя остаются стабильное качество продукта и скорость приготовления напитка. Не забывайте о том, что кофе в стаканчике человек покупает обычно в спешке — по дороге на работу, например, поэтому для него важно, чтобы все было сделано четко, быстро и без проблем.

  • Сначала найдите место для продажи, а потом покупайте вторую-третью машину.

Расширение бизнеса в данном случае — дело опасное. «Чем больше машин, тем выше доход» — такого рода рассуждения справедливы скорее для бизнеса такси. На рынке мобильных кофеен ключевой фактор, от которого зависит практически все, — это место. И если его нет, то нет и смысла расширяться. А если место есть, то важно, чтобы оно пропускало через себя потоки людей. Начав кофейный бизнес на колесах, я понял, что Екатеринбург на самом деле не такой уж и большой город, хотя и миллионник. Массовых мест у нас, к сожалению, не так много.  

  • Установите уровень продаж, приемлемый для вашего бизнеса.

Определите для себя показатель по продажам, чтобы иметь представление о том, как у вас идут дела. Это будет своего рода психологическая отметка: если продажи выше уровня, то можно не беспокоиться и спокойно работать дальше, если ниже — срочно искать возможности для повышения продаж.    

Продолжение следует… 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1730 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.