Эксперты Института экономики роста им. П.А. Столыпина высказали идею об отмене ИП, и это стало поводом для беспокойства. Бизнес-омбудсмен Борис Титов объяснил, почему в принципе об этом зашел разговор.
Титов является председателем наблюдательного совета Института экономики роста им. П.А. Столыпина. На вопрос корреспонденту ТАСС о том, придем ли мы в итоге к отмене ИП, он ответил:
Когда-то нам надо будет менять многие вещи. Потому что модель нашей экономики все-таки ресурсная, сырьевая, и она по-другому устроена. Поэтому если мы хотим развиваться не только за счет нефти, экспорта металлов, газа и всего, что составляет природную ренту, то мы должны будем перестроить экономику. Это касается и управления экономикой, и юридических лиц, то есть субъектов рынка. То есть многое придется переделать. Но это все произойдет не в один день, а постепенно. Главное — иметь цель и строго идти по той дорожной карте, которая прописана.
По словам бизнес-омбудсмена, перейти c рентной модели в экономике на конкурентную, достаточно просто. Возможно, на это потребуется несколько лет. Но во многих странах такие процессы уже были.
Мы изучили весь мировой опыт и написали две работы — «Стратегия роста» и «Рост для всех». Там есть много разных вопросов, связанных с экономической системой. И есть конкретные микроэкономические вопросы.
Борис Титов считает, что сегодня главным барьером, который заставляет бизнес держаться в тени, остаются социальные страховые платежи.
Мы давно говорили, что страховые платежи — это тормоз для развития. 30 % платят только крупные компании, которые не могут не платить. Но в основном это вызывает теневые обороты: наличные платежи, конверточные заработные платы.
Второй налог, который держит бизнес в тени, по мнению Титова, — это НДС.
В чем нелогичность ИП?
По январским данным, в России зарегистрировано более 3,3 млн ИП. Бизнес-омбудсмен подтверждает, что это самая популярная форма собственности, однако в ней есть нелогичность в вопросе вывода финансов.
Он указывает на то, что сегодня в мире существуют или самозанятые, которые работают сами, без привлечения наемного персонала, или юридические лица — компании. В последнем случае существует разделение финансовой ответственности — есть деньги компании и личные деньги. Это два разных кошелька, говорит Борис Титов.
У индивидуального предпринимателя все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность.
В то же время большое количество физлиц привыкло к такой системе, и предприниматели на протяжении многих лет нанимают на работу людей. Поэтому если по этому вопросу будут приниматься меры, то самое главное — не наносить вред тем, кто уже участвует в этих отношениях.
Стоит отметить, что вопрос об отмене ИП бизнес-омбудсмен поднимал и ранее. Так, в 2015 году он говорил о том, что ИП нужно оставить без права нанимать персонал. А всех остальных перевести в статус малых предприятий.
Титов акцентировал внимание на то, что пока за ИП, как за физлицом, остается право нанимать 100 человек, следовательно, он несет за них ответственность как работодатель, при этом предприниматель одновременно пользуется счетами, смешивая два вида обязанностей — бизнесовые и частные.
Мы считаем, что институт индивидуального предпринимателя, созданный в 90-е годы, может быть отменен. Ведь задачи ИП ничем не отличаются от задач малого предприятия. При этом ИП имеет право нанимать на работу до 100 человек и может работать в тех же специальных режимах, что и малые предприятия.
Тогда, в 2015 году, Борис Титов пообещал, что будет введена спецрегистрация самозанятых без права найма. И действительно в скором времени был принят Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ, который ввел льготный налоговый режим для самозанятых, более известный как налог на профессиональный доход. Этот режим, по оценке властей, пользуется большим спросом. Сегодня он действует во всех регионах. Часть ИП, проанализировав свою деятельность, решили перейти в самозанятые.
Комментарии эксперта
Мы попросили ведущего эксперта сервиса Контур.Бухгалтерия Татьяну Евдокимову прокомментировать мнение бизнес-омбудсмена об отмене ИП. Она считает, что ключевая проблема в данном случае касается вывода финансов ИП. Именно в ней Борис Титов видит основную проблему и «нелогичность».
ИП волен беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами и тратить их как на цели бизнеса, так и на личные нужды. Если сравнивать ИП и самозанятого, то самозанятый получает деньги от покупателя, платит налог в размере 4 и 6 % и распоряжается деньгами. При этом он не делает отчисления в счет пенсии, но у него есть ограничения по объему выручки, а значит обналичить самозанятый может не более 2,4 млн (без учета налога).
Если сравнивать ООО и ИП, допустим на упрощенке, то оба могут заработать не более установленного по УСН лимита, уплатить одинаковый размер налога по УСН, но ООО при выводе средств учредителю физлицу заплатит дополнительно 13 %, а ИП — нет.
Примут ли решение об упразднении ИП как экономического субъекта, маловероятно. На данный момент мы лишь знаем, что в форме ИП «видят нелогичность в вопросе вывода финансов». Возможно, будет принято альтернативное решение.
Татьяна Евдокимова
Ведущий эксперт сервиса Контур.Бухгалтерия
>> Если сравнивать ООО и ИП, допустим на упрощенке, то оба могут заработать не более установленного по УСН лимита, уплатить одинаковый размер налога по УСН, но ООО при выводе средств учредителю физлицу заплатит дополнительно 13 %, а ИП — нет.
Вот это он деликатно называет "нелогичным". ИП не платит НДФЛ. Государство недополучает в бюджет.
И, честно говоря, редкий случай, когда я соглашусь, что это неправильно. Нечестно по отношению к ООО.
Интересно как. Совсем не несет ответственности? Ни тебе трудовых договоров, ни страховых выплат, ни больничных. О, чудный дивный мир