Продать и не прогадать. Как сделать бизнес привлекательным для покупателя

Алексей Машинистов 16 апреля 2013

Иногда любимый бизнес, созданный с нуля собственными руками, приходится продавать. Это бывает довольно тяжело сделать, если дела у фирмы идут не очень хорошо, но даже если предприятие на первый взгляд успешно, у покупателя могут возникнуть проблемы из-за того, что прежний хозяин не соблюдал стандартов ведения бизнеса.

Итак, если собственник бизнеса задумал расстаться со своим детищем, ему нужно заранее побеспокоиться о следующих вещах.

1. Не завязывать бизнес исключительно на себя

Предприниматель — это исполнитель. Многие думают, что не нужно нанимать кого-то еще, когда можно самому справиться со всеми задачами. Такой подход на начальном этапе вполне оправдан, но нужно стараться как можно скорее отказаться от него и сделать так, чтобы компания стала в состоянии работать без вас. Если все системы настроены на режим присутствия основателя, это очень плохо. Ни один потенциальный покупатель не захочет «впрягаться» в малознакомое дело, вместо того чтобы купить готовый прибыльный проект.

Потенциальный покупатель знает, что, как только продавец получит деньги, он вряд ли будет беспокоиться о том, как помочь своему последователю. Наем и обучение сотрудников, которые помогут управлять компанией, должны быть заботой основателя фирмы. В противном случае продать фирму будет очень тяжело.

2. Соблюдать правило пятнадцати процентов

Если бизнесмен задумался о том, чтобы продать свое дело, он должен провести «расчет пятнадцати процентов». Если крупные клиенты обеспечивают более чем 15% годового дохода фирмы, это может не понравиться будущему владельцу. Дело в том, что потенциальный покупатель, если он в бизнесе не новичок, прекрасно знает, что крупные постоянные клиенты часто взаимодействуют непосредственно с руководителем фирмы. И при его уходе оборот может сократиться как раз на процент этих клиентов, потому что при переводе на других менеджеров и консультантов они могут просто отказаться от услуг фирмы.

Вместо того чтобы опекать одного крупного клиента, нужно стремиться создавать разные портфели продуктов или услуг для самых разных потребителей. Бизнес непривлекателен для покупателя, если он может легко прогореть.

3. Стандартизировать процессы

Некоторые владельцы малых предприятий работают на устных договоренностях. Они не строят формальную структуру компании — директор, начальник отдела, руководитель проекта, — а предпочитают работать в свободном формате. У них нет должностных инструкций, и бухгалтерия часто очень запутана. Но каким бы творческим ни был бизнес, если его нужно продать, все процессы придется стандартизировать.

Покупателю нужно показать, что компания придерживается определенных правил, несмотря на то что там своя культура общения. Нужно соблюдать все формальности в ведении бизнеса, письменно фиксировать задачи и пути их решения, иметь обозначенными на бумаге ценности компании и должностные инструкции для каждой штатной единицы. Тогда покупатель будет четко понимать, что он приобретает.

4. Думать как покупатель

Перед тем как выставить бизнес на продажу, нужно на некоторое время самому превратиться в покупателя. Хорошо бы побывать на сайтах, где публикуются предложения о продаже бизнеса, отыскать общие особенности всех позитивных объявлений. Что вам самому показалось наиболее привлекательным и сразу же бросилось в глаза? Есть ли похожие черты в бизнесе, который вы собираетесь продавать?

Даже если кажется, что с собственным бизнесом вы никогда не расстанетесь, стоит заранее подумать о том, как сделать его более привлекательным и удобным. Если это не пригодится для других, то уж точно не помешает в работе вам самому.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
300 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.