Степан Павлов одним из первых в России начал строить соляные пещеры. В 2013 году он вложил 360 000 руб. в реализацию проекта в Сургуте и с тех пор создал больше 450 пещер по всей России. К 2017 году рынок частных соляных пещер перенасытился, и предприниматель решил изменить концепцию.
Теперь Степан Павлов участвует в государственных тендерах на строительство соляных пещер, развивает школу монтажников, планирует ребрендинг и строительство соляных отелей с нуля.
В отель из соли в поселке Горячий Ключ он вложил 30 млн руб. — объект почти достроен, но из-за пандемии коронавируса строительство пока не удается завершить. На окупаемость такого проекта заложено семь лет.
Следующим шагом предпринимателя станет ребрендинг отеля в Геленджике.
Степан Павлов рассказал Контур.Журналу, как меняет концепцию своего бизнеса из-за роста конкуренции на рынке, как планирует продвигать проекты среди владельцев отелей и туристов и в чем отличия между строительством соляных пещер и соляных отелей.
Скрытые проблемы рынка соляных пещер
На российском рынке строительства соляных пещер (галокамер) сегодня работают десятки компаний. Пик по частным заказам пришелся на 2015-2017 годы, а потом темпы развития замедлились — все из-за роста конкуренции.
Сам Степан Павлов работает на рынке соляных пещер уже семь лет, но сейчас постепенно меняет концепцию.
Сложности с госзаказами
В определенный момент Степан Павлов принял решение переключиться на госзаказы, которые, по его словам, идут постоянно — соляные пещеры нужны санаториям, детским садам, больницам. Однако сейчас его бизнес переживает карантин, связанный с пандемией, из-за которого вынужденно пришлось приостановить работу по двум проектам.
Несмотря на то, что госзаказы обеспечивают определенный объем работы, у этого направления есть свои минусы: для реализации проекта нужно вкладывать собственные деньги, которые могут не вернуть. Так одна организация рассчитывалась с предпринимателем целый год.
«В Кемерово детскому садику перевели деньги, которые пропали, — рассказывает Степан Павлов. — Пока шло следствие, строители ничего не могли получить». В итоге заплатили только 80 % от той суммы, что были должны.
«Я участвую в тендерах раз в месяц и параллельно строю отель, — говорит предприниматель. — Если поставщики оборудования посоветуют мне поучаствовать в интересном тендере, то я попробую это сделать, но специально не уделяю этому направлению много внимания».
Проблемы с поставщиками
Бизнес по строительству соляных пещер упирается в работу с поставщиками. Бывало так, что клиенты обращались напрямую к производителю оборудования для соляных пещер и начинали работать с ними, не учитывая интересы предпринимателя.
Когда Павлов понял недостатки такой схемы работы, он нашел новых партнеров, и теперь предлагает клиентам несколько вариантов оборудования на выбор, указывая на его плюсы и минусы.
Продолжая строить в месяц по 1-2 пещеры, предприниматель все же основную часть времени тратит на идею с соляным отелем.
Отсутствие квалифицированных специалистов и высокая конкуренция
Рынок соляных пещер развивается, и дефицит квалифицированных специалистов становится все более ощутимым. Предложений по строительству объектов много, но качество из-за недостаточно хорошей подготовки персонала оставляет желать лучшего. Понимая это, Павлов решил вложить силы в развитие школы монтажников. По крайней мере теперь в разных городах у него будут квалифицированные партнеры, которых он сможет нанимать для работы над проектами, рассуждает он.
«Часто люди, с которыми я работаю, решают сами открыть соляную пещеру. На поиски нового сотрудника уходит время, — делится опытом Степан Павлов. — Чтобы решить эту проблему, я получил лицензию на обучение монтажников, поэтому могу заниматься переподготовкой кадров и повышением квалификации, а также выдавать диплом государственного образца».
Обучение проходит в Краснодаре, длится 3-4 дня. Предприниматель встречает учеников в Краснодаре, заселяет их в свой отель, учатся они у сотрудников Павлова.
«Сейчас рынок соляных пещер перенасыщен, частных предложений по строительству становится меньше. Бывшие монтажники, которые выполняли работы у меня, начали давать рекламу и самостоятельно заниматься строительством, — рассказывает предприниматель. – Раньше я заходил в любой город и мог построить там соляную пещеру первым, а сейчас в каждом городе у меня по 20 конкурентов».
При этом на подобные услуги нет столь высокого спроса, как, например, на парикмахерские, — на район достаточно одной соляной пещеры. Максимум в городе можно построить 4-5 объектов.
Из-за перенасыщения рынка многие участники рынка снижают цены, в результате работать становится не так выгодно и не так интересно. Приходится предлагать дополнительные услуги: массаж, маникюр, кислородные коктейли и т.д.
С учетом текущей экономической обстановки клиенты будут экономить и стараться получить больше услуг за меньшие деньги, поэтому нужно придумывать необычные предложения, чтобы их привлечь.
Ребрендинг отелей как конкурентное преимущество
Оценив обстановку, Степан Павлов решил переключиться с соляных пещер на отели.
По его словам, многие отели не выходят на высокие обороты из-за жесткой конкуренции. Переоборудование части номерного фонда в номера из соли помогли бы им выделиться на рынке и привлечь клиентов. У отеля появляется конкурентное преимущество — гипоаллергенная среда для семей с детьми и клиентами от 35 лет, которые ищут новых впечатлений и уделяют внимание своему здоровью.
Первый соляной отель Степан Павлов построил в городе Горячий Ключ в Краснодарском крае. «Все номера я собираюсь делать в разных стилях на основе наработанного опыта, — рассказывает он. — В Казахстане в одном отеле я сделал номер на тему Северного полюса “Мишки на Севере”, в Омске есть номер на тему Древнего Египта “Пирамиды Хеопса”».
Реализованный проект соляного отеля планируется показывать потенциальным клиентам и инвесторам, чтобы они видели живой пример того, как можно осуществить ребрендинг уже работающих заведений и строить новые даже в местах с высокой конкуренцией.
В планах предпринимателя создавать экологически чистые отели по всей России, особенно на популярных природных курортах — на Алтае или на Байкале. В таких местах часто не хватает комфортных мест проживания. А в отелях из соли предусмотрены душ, туалет, ванна, теплый пол.
«Если строить отель в виде буквы П, чтобы все окна выходили во двор, то такой проект можно реализовать в любом месте, — делится мыслями Степан Павлов. — В центре объекта можно предусмотреть бассейн, чтобы у каждого был отдельный вход. Строительство такого отеля с нуля обойдется в сумму от 35 млн руб., рентабельность начинается от 10 номеров».
Если переделать 10 номеров из 100 в номера из соли, отель уже может стать конкурентоспособным, считает Павлов. На переделку одного номера потребуется около недели.
«Если у всех отелей на Черноморском побережье цена аренды составляет примерно 1 000-1 500 руб. за сутки, клиенту будет интереснее поселиться в отеле с соляными номерами. Такая идея особенно актуальна для второй линии, на которой отели строятся дальше от моря. В этом случае клиенты обращают больше внимания на сервис и комфорт».
После завершения строительства собственного отеля из соли в поселке Горячий Ключ Павлов планирует отправиться в Геленджик — здесь он уже выбрал отель для ребрендинга. Он даже придумал бизнес-предложение, с которым будет вести переговоры. «В отеле, который пройдет ребрендинг, я хочу купить долю и участвовать в его управлении», — объясняет он.
При строительстве отеля с нуля нужно учитывать много нюансов, подчеркивает предприниматель. Он готов помогать партнерам с вопросами, в которых не сможет разобраться обычный монтажник: для этого нужны большие вложения, штат и опыт строительства.
За время работы Павлов успел получить аккредитацию и теперь имеет право проводить официальную классификацию гостиниц — присваивать им звездность. Все эти компетенции он использует как конкурентное преимущество.
Впрочем, комплексный подход к предоставлению услуги он использовал всегда. «В свое время мы довели строительство соляных пещер до автоматизма: я помогал заказчикам открыть фирму, вести бухгалтерию, предоставлял брендбук и макеты, помогал согласовать вывеску», — говорит предприниматель.
С 2015 года Степан Павлов стал отдавать франшизу бесплатно как бонус к строительству соляных пещер. «Я знал, что если франчайзи будут мне платить, то придется обслуживать франшизу, контролировать бизнес каждого из партнеров и быть на связи 24 часа в сутки. Для помощи партнерам и контроля их бизнеса мне понадобился бы целый штат сотрудников. Мне больше нравилось строить, и франшиза стала моим конкурентным преимуществом».
Хотите открыть бизнес? Присмотритесь к франшизе. А Эльба поможет сдавать отчетность через интернет. Для начинающих ИП — год обслуживания бесплатно!
Контроль процессов
Стоимость строительства зависит от комплектации — есть эконом-класс, средний класс и бизнес-класс. В среднем, строительство соляной пещеры обойдется в сумму от 300 000 до 600 000 руб.
На каждую задачу при строительстве — залить опалубку, сварить трубу, сделать водопровод — нанимается команда из 3-6 человек. Мелкие задачи Степан Павлов выполняет сам. К сложным задачам, таким как расчет давления трубы в дальнем номере, расчет водоподготовки, фильтрации воды для бассейна, привлекаются отдельные специалисты.
«Все начинается с фотосъемки, создания проекта, выбора материалов, — рассказывает Павлов. — Самое сложное — построить здание и провести коммуникации. Когда стены готовы, на них наносится соль, проверяется вентиляция. При строительстве отеля я использую архитектурные решения из соляных пещер бизнес-класса».
Поскольку Павлову приходится контролировать каждую стройку и вместе с монтажниками посещать разные города, он хочет делиться впечатлениями и опытом в блоге о стройке на YouTube, который бы функционировал по модели travel-блога. Запуск такого проекта он ставит себе в ближайшие планы.