Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Сегодня компания «Экологистика» присутствует в трех регионах России и перерабатывает в месяц до 300 тонн макулатуры. Но начиналось все не так просто.
О планах по созданию предприятия полного цикла и внутренних резервах основатель компании «Экологистика» Николай Кошелев рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Я родился в 1987 году в Иркутской области, в местечке с красивым названием Мама. В советское время в этом сибирском поселке добывали слюду. В школе я проявлял склонность к гуманитарным предметам (истории, географии), летом помогал по хозяйству.
В 2004 году я переехал в Рязань, где поступил на экономический факультет Академии ФСИН России. Мне нравились предметы, связанные с экономикой, они давались мне легко, а вот бухгалтерия всегда казалась мне скучной, поэтому, наверное, я из нее ничего не извлек.
В школе я был скромным мальчиком, но в институте от застенчивости пришлось избавляться: отец уже на первом курсе твердо отказал в финансовой поддержке, поэтому приходилось рассчитывать только на себя. Параллельно с учебой в институте я работал в четырех местах одновременно: расклеивал объявления, был официантом, а затем бариста, работал промоутером на маркетинговых стойках Nivea. На любой работе я старался получать по возможности больше, что-то продать-перепродать, в баре всегда оставался до последнего клиента. Вся эта энергия потом перелилась и в мой бизнес.
Институт стал для меня настоящей школой жизни, там на протяжении всех пяти лет я получал не специальность, а опыт общения с людьми. Я осознал, что начальники тоже люди, они так же приходят домой, так же устают. Я заходил к ним в кабинеты и, преодолевая страх и неопытность, рассказывал про себя. На пятом курсе, пока все мои однокурсники тряслись над пятерками и четверками, я уже твердо знал, что все сдам. К концу института у меня за плечами уже был четырехлетний стаж работы, я занимался бизнесом, женился.
Моя компания «Экологистика» началась с расклейки объявлений. Однажды, расклеивая объявления, я сорвал листочек бумаги со стены. Подумал, нарву сейчас побольше и сдам в макулатуру, сколько я заработаю на этом? Можно сказать, что с этого момента я «стартанул». Начал искать в интернете, где можно купить-продать макулатуру. Так и затянуло: собрал первые три тонны, сложил их у родственников в огороде. Вскоре на рулоне туалетной бумаги я увидел объявление о покупке макулатуры, позвонил. В мае 2008 года я сдал первые 3 тонны макулатуры.
Я не могу сказать, что меня вдруг посетила внезапная идея запуска бизнеса в этой сфере, скорее компания логично выросла из целой череды каких-то обычных действий. В течение нескольких лет я регулярно сдавал бумагу, в 2009 году начал сдавать и картон. Это было дешево, но вход на рынок был достаточно несложным. Я зацепился за это. В середине 2009 года я поступил в школу молодежного предпринимательства. К тому моменту переработчики, которым я поставлял бумагу, закрылись, и макулатурное дело на время приостановилось.
В июне 2010 года я купил свой первый станок, деньги взял в Фонде поддержки малого предпринимательства Рязанской области под небольшой процент — 500 000 рублей на год. Объем макулатуры к тому моменту был достаточно высоким — 40-50 тонн в месяц. На деньги Фонда я купил станок, весы, снял цех и перевел весь объем скопившейся макулатуры на станок. В итоге я получил совсем другие деньги. Постепенно начал усиленно работать и через год масштабировался: закупил еще один станок.
В 2011 году, так толком и не раскрутившись, я разорился. Моя стратегия освоения рынка была достаточно агрессивной: я сильно завысил цены, переехал в цех с более высокой арендной платой, примерно в то же время подорожали грузоперевозки, комбинаты-конкуренты опустили цены. Я переехал в маленькое помещение, реорганизовал деятельность, купил газель, и сам начал не перерабатывать, а возить макулатуру. Все это делалось практически в нищете.
Но пройдя сквозь все трудности, к апрелю 2015 года я выстроил бизнес-процессы и наладил нормальное предприятие. Сейчас «Экологистика» — полноценная компания с собственным оборудованием, четырьмя прессами, мусоровозом, наемными газелями. Мы обрабатываем до 300 тонн макулатуры в месяц.
Отличительная особенность нашего производства — автоматизация: отходы прессуются в автоматическом режиме с минимумом затрат.
Когда я только выходил на рынок, то это задача была из разряда «лишь бы ввязаться в бой». Сейчас у меня более четкие и слаженные действия, основанные на собственном опыте проб и ошибок.
Очень важная составляющая успеха бизнеса — это личное участие предпринимателя. Например, в прошлом году я снял на старом заводе помещение в 1000 кв. м всего за 25 000 руб. По объявлениям такую площадь можно найти минимум за 100 000 — 150 000 руб. Что я сделал? Не поленился обойти заводы и сторговаться по цене. В итоге получил хороший результат, а ведь помещение — это один из ключевых критериев, от которого многое зависит.
Наемных менеджеров в «Экологистике» нет, я делаю все сам. Одно время были ребята, но успешного сотрудничества с ними не получилось. А водитель ко мне попал случайно, через знакомых, ему удалось наладить и развить у нас целое транспортное направление. Пока мы используем наемные газели, но я стараюсь от этого уходить. Вообще при желании наши партнеры по транспортному бизнесу могут зарабатывать по 80 000 — 100 000 руб. в месяц. Мы платим им за тонну картона 3000 руб. Они могут закупать его, например, за 1500, а многие предприятия (магазины, производства, рынки) и вовсе отдают ненужные коробки бесплатно.
Начало моего бизнеса совпало с кризисом 2008-2009 года, был довольно-таки низкий барьер для входа на рынок. Сейчас же нужно очень сильно поднапрячься, чтобы прорваться в нишу. Так что я попал в «золотое время», да и сейчас я тоже не жалуюсь: укрепление евро и доллара сыграли мне на руку.
Помимо Рязани мы сегодня работаем в Иванове, Тамбове и Калуге.
Моя главная задача — выйти на федеральный уровень, собрать своими силами дешевое сырье при помощи спецтехники и переработать в готовый продукт — коробки.
Хотелось бы выпускать на рынок качественные коробки белого цвета, а затем запустить предприятие полного цикла с мощной типографией, с нанесением всех печатей.
Перед началом собственного бизнеса важно понять, что ты за человек, есть ли в тебе энергия для того, чтобы начать. У меня получилось, потому что во мне есть предпринимательская энергия, я не могу сидеть на месте. Я вообще не понимаю, как людям удается каждый день сидеть на работе, у меня это не получалось. Если у вас есть внутренний потенциал, начать бизнес не так уж и сложно: поработайте где-нибудь, наберите клиентскую базу, закупите оборудование и начинайте!
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.