Вопрос о том, как быстро заинтересовать клиента, не теряет своей актуальности. Многие компании довольно часто сталкиваются с подобной проблемой. Но даже за пять минут можно убедительно презентовать товар.
Менеджер по продажам должен уметь преодолеть первичный барьер, когда клиент в ответ на предложение помощи в выборе говорит что-то из серии «Нет, спасибо, ничего не нужно». Во избежание подобной ситуации надо использовать открытые вопросы, которые предполагают свободные развернутые ответы. Например, вопрос «Для каких целей вы хотите приобрести этот товар?» стимулирует потенциального покупателя поделиться с вами своими базовыми потребностями.
Чтобы быть успешным в своей профессии, менеджеру по продажам необходимо развивать в себе следующие компетенции:
- находить общий язык с покупателем;
- презентовать продукт, исходя из потребностей клиента;
- делать грамотную аргументацию в пользу приобретения;
- уметь ответить на возражения клиента;
- стимулировать потенциального покупателя к завершению сделки.
Существует широкий диапазон методов воздействия на клиента.
Использование многообразных техник отзеркаливания, когда менеджер принимает во внимание жестикуляцию клиента, его мимику, голос, темп речи и так далее, безусловно, способствует накоплению согласия, установлению эмоционального контакта с клиентом. Однако найти общий язык с покупателем с помощью только этих методик весьма сложно.
В различных ситуациях поиска контакта с клиентом стоит обратиться к глубинным методам воздействия. Как было сказано ранее, ключиком к клиенту являются его потребности, вторым по важности можно считать язык покупателя. Существует несколько функциональных стилей речи: научный, разговорный, художественный и официально-деловой. Основная проблема людей, которые не могут найти подход к клиенту, состоит в том, что они путают функциональный стиль языка потенциального покупателя со своим собственным.
В потребностях клиента помогает разобраться теория Рудольфа Шнаппауфа. Он выделяет четыре типа потребностей:
- престиж (нуждаются в подчеркивании их статуса и уникальности предложения);
- комфорт (не хотят выделяться из массы, их удовлетворит стандартное предложение);
- безопасность (стремятся к качественному сервису и гарантиям безопасности);
- достижение (не останавливаются на достигнутом, находятся в поисках новых возможностей).
Чтобы удовлетворить потребности клиента, в ходе презентации надо ответить на следующие вопросы:
- Зачем? Продавец подчеркивает значимость товара или услуги для клиента, исходя из потребностей, которые удалось выяснить до презентации.
- Что? Продавец формулирует предложение.
- Как? Продавец кратко объясняет, каким образом можно приобрести услугу или товар, либо раскрывает характерные особенности товара или услуги.
- Что дальше? Продавец объясняет клиенту выгоды от приобретения товара или услуги в будущем.
Следующим этапом является аргументация, в ходе которой менеджер по продажам объясняет, почему товар необходимо приобрести именно у него. Обычно используются такие техники, как SPIN и DAPA. Техника SPIN нацелена на удовлетворение потребностей человека в комфорте и безопасности. Можно аргументировать необходимость покупки тем, что в сложившейся ситуации есть вероятность возникновения проблемы, а ваш товар или услуга помогут ее избежать.
Использование техники DAPA связано с ориентацией клиента на престиж и достижение, менеджер должен акцентировать внимание на эксклюзивности продукции.
На заключительном этапе используются следующие техники:
- «суммирующее завершение» — резюме всех озвученных предложений;
- «завершение на основе владения» — описание ситуации, когда клиент уже пользуется вашим товаром или услугой;
- «завершение на основе альтернативы» — предложение клиенту альтернатив, результатом при любом раскладе является покупка.
Секрет убедительности продавца заключается в его умении сопоставлять свойства продукта с потребностями клиента, а также в умении разговаривать с потенциальным покупателем на его языке.
Олег Бусыгин, генеральный директор консалтинговой компании Intake Consult, бизнес-тренер
Читайте также:
Повышение эффективности в отделе продаж: как убедить персонал работать?