7 главных вопросов успешного производства

Павел Спичаков 10 декабря 2015
7 главных вопросов успешного производства

В запуске производства самое главное — бизнес-идея. Поэтому первое, что вам нужно сделать, — найти ее. После этого важно провести маркетинговые исследования. Это позволит понять, будет товар востребован на рынке или нет. Будьте также готовы решать вопросы, связанные с географией, оборудованием, персоналом, инвестициями. 

Продукт

Итак, у нас есть бизнес-идея. С чего начать? Находим продукт и подбираем под него производственное оборудование, исследуем, какое нужно сырье, где оно может быть произведено, сколько денег на это потребуется.

Допустим, мы выбрали продукт, провели исследование. Мы можем столкнуться с необходимостью строить слишком масштабное производство или сильно специфичное или выходить в высококонкурентную нишу. Тогда я советую просто переориентироваться на другой продукт и перебирать так до тех пор, пока не найдется наиболее интересный и подходящий. Как только мы определимся с этим вопросом, начинаем изучать технологию производства, рисуем бизнес-план: где, как и что будем закупать?

Если говорить о моей компании «КИТ», то идею для бизнеса я искал на предыдущих работах в больших торговых компаниях. Когда я только устраивался в них, у меня уже возникло желание запустить собственный бизнес, но для этого нужно было понимание — что, как и где продается, что востребовано на рынке. Поработав несколько лет в различных компаниях, я выбрал несколько ниш, проработал их с точки зрения технологии производства, совместил это с маркетинговой стратегией, составил бизнес-план и нашел инвестора.

География

Затем встал вопрос с выбором региона для размещения производства. Мы искали место недалеко от Москвы, приемлемое по цене. Вообще выбор географии производства зависит от самого продукта, от маркетинга, рынка, на который направлен ваш продукт.

Если вы планируете торговать в определенном регионе, хотите завоевать там 5-20%, и такая цель покроет вашу производительную мощность, то стоит активно развиваться именно в выбранном регионе. Но если ваш рынок — вся страна, то нужно понимать, где живут основные потребители.

Почему мы остановились на центральной части России, на Владимирской области? Потому что это середина большого рынка, и с точки зрения логистики это достаточно удобная точка. Как только определились с географией, установили оборудование, сняли помещение, произвели продукт, вышли на российский рынок, начали торговать.

Помещение

При поиске помещения важно сразу определиться с вводными: посчитать, сколько метров нужно для производства, склада, офиса, какие есть специфические требования ко всем этим видам помещений. Затем надо постараться максимально совместить идеальную картинку с реальной. К сожалению, на практике так получается далеко не всегда.

В большинстве регионов России отсутствуют готовые производственные площади, индустриальные парки, куда можно прийти с новым проектом и с оборудованием.

Как правило, большинство реализуемых площадей (в том числе и во Владимире) построены очень давно и не соответствуют многим требованиям. Поэтому поиск помещения — творческая задача, и я советую сразу закладывать деньги на ремонт и оснащение производства. Стоить это может по-разному: от нуля до миллионов рублей. Многое зависит от общей готовности выбранного пространства. Я бы сравнил поиск помещения с походом на рынок — вы ходите, выбираете и торгуетесь. Где-то собственник готов что-то делать, где-то нет, где-то удается договориться включить часть расходов на ремонт в стоимость аренды. В нашем случае собственник был готов самостоятельно привести помещение в порядок в соответствии с нашими требованиями.

Оборудование

Оборудование можно и нужно искать везде. Я всегда рекомендую в этом вопросе общаться с разноуровневыми странами: искать и в западной Европе, где очень дорогое оборудование, даже если у вас пока нет необходимых инвестиций, и на востоке — в Китае, Корее, Турции. Все зависит от уровня задач и ниш: по каждой теме есть страны, которые специализируются на том или ином оборудовании. Нужно просматривать и дешевое оборудование, и станки по средней цене, и премиум-варианты из разных стран. Благодаря такому мониторингу вы подробно разберетесь в технологиях будущего производства и сделаете более взвешенный и качественный выбор.

В производстве конечный продукт — это второй по важности (после маркетинга) элемент: как вы будет продавать свой товар, будет ли он востребован на рынке, как вы будете производить продукт, на каком оборудовании? С покупкой оборудования спешить не стоит, ведь поменять его уже не получится, поэтому здесь нужен аккуратный подход. Чем больше материала вы изучите, тем более правильный выбор сможете сделать.

Но даже покупать оборудование следует с оглядкой на маркетинговую стратегию. Если вы задумались выйти на рынок эконом-продукции, важно иметь мощное, максимально автоматизированное оборудование. А если вы идете в премиум-сегмент или запускаете инновационный проект, присмотритесь к недорогим и не очень производительным станкам, позволяющим выпускать продукт разного качества. Для себя я выделяю два полярных подхода: много и дешево или мало, но качественно, а значит, дорого.

Мы в «КИТ» прорабатываем оба этих варианта. У нас есть и высокотехнологическое оборудование, и универсальные скоростные станки. Для выхода на рынок я рекомендую сразу задействовать обе схемы, но это не обязательное условие успеха.

Если ты выходишь на рынок известной и востребованной продукции стандартного качества, то для успешного входа в нишу можно предложить потребителям товар по более низкой цене.

Когда первоначальные отношения с заказчиками выстроены, можно поставлять более дорогую и инновационную продукцию под отдельным брендом. Но учитывайте, что стабильные продажи в этом сегменте могут начаться только через 6-12 месяцев, ведь ко всему новому потребителю надо привыкнуть. И не было бы проблемы, если бы все эти полгода-год предприятие не нужно было «кормить».

Какую стратегию выбрали мы? Мы быстро вышли на рынок медицинской маски, вступили в конкурентную борьбу с Китаем, вытесняли их за счет нашего высокотехнологического производства, завоевав известность на рынке. Затем мы стали продвигать уже специализированные премиум-маски, маржинальность по которым выше, чем по стандартной продукции. Нам потребовалось около трех лет, чтобы донести до клиентов, чем отличается дешевая маска от качественной маски и за что клиент должен платить в три-пять раз больше.

Персонал

Кадровые вопросы рано или поздно встают перед любой компанией. Искать персонал можно и нужно на рынке. Сначала следует примерно оценить требуемого специалиста, предложить за него адекватную цену, начать общаться с людьми. Людей нужно мотивировать деньгами, новыми проектами, возможностью роста. Тут логика простая: если вы занижаете зарплату, вы не получаете хорошего специалиста, если даете цену выше рынка, то с большей вероятностью наберете в команду сильных людей.

Персонал — это всегда сложности. При подборе персонала часто приходится включать помимо профессиональной оценки интуицию, чувствовать, подходит человек или нет, сможет ли он справиться с поставленной задачей. Во Владимире много рабочей силы, много инженеров. В этом плане здесь проще, чем в Сибири, где во многих городах нет такой инженерной базы. Зато мы испытывали определенные сложности с торговым персоналом, с менеджерами разного уровня, особенно с теми, кто имеет опыт торговли на федеральном уровне. Поэтому часто мы переучивали людей. Когда мы только открывались, рабочий персонал выстраивался в очереди, поэтому глобальных проблем с кадрами у нас не возникало. После пяти лет деятельности стало немного сложнее набирать инженеров, механиков, востребованность осталась, просто не все готовы, как говорится, «пахать».

Инвестиции

Многие предприниматели сейчас жалуются на сложности с привлечением инвестиций. Я здесь проблемы не вижу: в стране много денег и много инвесторов. Проблема скорее в отсутствии вменяемых бизнес-планов или хотя бы проработанных идей, команд с реальным опытом работы.

Сегодня в России действуют различные венчурные фонды, однако их интересуют проекты с высокой маржинальностью, стандартные промышленные проекты — не их специализация, поэтому я бы рекомендовал даже не тратить на них силы и время. Ищите частных инвесторов.

В свое время я работал наемным менеджером, много лет управлял чужими деньгами в разных компаниях и благодаря этому наладил много связей. Естественно, когда передо мной встал вопрос о поиске инвестора, первым делом я пошел к своим бывшим работодателям, к бывшим конкурентам, к партнерам. И вот один из собственников компании, с которой раньше приходилось конкурировать, дал мне деньги, так как знал меня как неплохого управленца, увидел проработанный бизнес-план, посчитал экономику.

В кризисное время количество инвесторов, конечно, уменьшается, люди не так охотно расстаются с деньгами, не спешат «подписываться» под рискованными проектами. Но есть и те, кто инвестирует даже в кризис. Наоборот, сейчас инвесторы гораздо оптимистичнее смотрят на производство. Кризис, санкции, скачки валют, политика импортозамещения — все это только раскручивает колесо и повышает темпы роста производственных проектов.

Непредвиденные обстоятельства

Из глобальных сложностей для производственников в данный момент я бы назвал нестабильную ситуацию на валютном рынке. Как и многие игроки на рынке, мы закупали оборудование в евро. Срок изготовления станков достигает шести месяцев. Предоплату мы вносили при курсе 40 руб. за евро, а когда наступило время отдавать остальные 70%, курс вырос до 70 руб. Хорошо, что мы успели себя застраховать: договорились с банком о том, по какой цене будем брать валюту через полгода. Это нас выручило. Многие говорили: «Какие вы молодцы, маленькая компания догадалась это сделать, а крупные компании так не думали».

Еще один большой риск — возможное изменение законодательства. Мы работаем в отрасли медицины, и нас касаются все «законодательные движения» в этой отрасли. Нужно быть готовым ко всему и по возможности диверсифицировать бизнес на несколько рынков.

Павел Спичаков, основатель, управляющий партнер ООО «КИТ», ООО «РОУМА», бренды TOREX, ЛАТIО. Победитель национального конкурса «Бизнес-успех» в номинации «Лучший проект в производственной сфере». Сопредседатель Комитета по промышленности, Член Совета Владимирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ». 

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
997 просмотров
В избранное
Бухгалтерия
Бухгалтерия

Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.