4 причины начать бизнес по франшизе в 2016 году

Регина Садыкова 17 декабря 2015

Оптимисты не устают повторять, что кризис — это время новых возможностей. На рынке появляется много квалифицированных кадров — можно нанять профессионалов за недорого, падают цены на аренду коммерческой недвижимости — можно найти хорошее место по низкой цене. Но что делать с этими возможностями, если опыта в бизнесе нет и непонятно, с чего начинать?

Самым логичным решением кажется франчайзинг: купить сразу и права на использование раскрученного бренда, и накопленный опыт и консультации от опытных предпринимателей. В таком случае схема получается почти идеальной: берешь чужой опыт, дешевые ресурсы кризисного рынка — и строишь свое дело. Но так ли все просто, стоит ли рисковать, мы решили спросить у экспертов.

Франшиза как инвестиция

В условиях сжатия экономики все начинают внимательнее считать деньги, в том числе компании и инвесторы. По мнению экспертов, бизнес по франшизе может стать неплохим вложением, в то время как другие инструменты инвестирования могут повести себя неожиданно.  

«Я в принципе считаю, что кризис — это про франчайзинг. Ведь в такие нестабильные, сложные времена, какие мы сейчас переживаем, становится все меньше тех, кто готов рисковать своими деньгами, вкладываясь в новые, непроверенные концепции, так называемые стартапы, которые еще пару лет назад были весьма популярны», — говорит Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, организатора франчайзинговой выставки BUYBRAND. Что касается вложений в недвижимость или ценные бумаги, то и здесь, по ее мнению, все меньше уверенности: рынок недвижимости стоит, акции стали слишком зависеть от геополитики. Поэтому вложение средств в реальный, опробованный в предыдущие кризисы бизнес под известным брендом — это как раз тот путь, по которому идут сейчас не только предприниматели, но и те, кто или уже потерял работу, или вот-вот ее потеряет. «Проверенная временем, грамотно подобранная франшиза — один из немногих способов, позволяющих сохранить и преумножить сбережения», — считает Сойак.  

Солидарна с ней и вице-президент ресторанной сети «Кружка» Галина Костив. «В условиях непростой рыночной ситуации, нестабильных закупочных цен людям как никогда нужны гарантии. Известное имя, узнаваемый бренд дают уверенность в надежном и стабильном сотрудничестве, — говорит она. – Например, многие наши франчайзи изначально познакомились  с «Кружкой» в качестве гостей наших заведений. То есть человек пришел к нам, ему понравилось — он решил открыть такое же место. Думаю, именно поэтому наше франчайзиногове предложение стало пользоваться большим спросом».  

«Материнская забота»

Еще одна причина, почему стоит пробовать открывать бизнес по франчайзингу — это опыт, который есть у «материнской» компании и готовые решения для решения проблем, с которыми она уже сталкивалась, работая на данном рынке. Отвественный франчайзер передает своим франчайзи и технологии, и схемы отладки бизнес-процессов.

Серьезные сети дорожат своей репутацией, для них всегда важно, чтобы в любом заведении, работающем под их вывеской соблюдались стандарты качества. Если одна из точек, открытая по франшизе, «сливает» клиента из-за неотлаженных процессов, клиент не вернется не только конкрентно в эту точку, но и к бренду в принципе. А если рассерженный клиент еще и пожалуется в социальных сетях... Есть риск потерять не одного, а сразу десятки клиентов (это уже зависит от социальной активности рассерженного).

Иными словами, низкое качество товара или услуги в одной точке может привести к потере лояльности и, как следствие, снижению выручки по всей сети. В кризис, когда каждый клиент на вес золота (привлекать дорого и долго, а потерять — легко), франчайзинговые сети начинают внимательнее следить за качеством. Это значит, что за новой точкой, открытой по франшизе, «материнская» компания будет следить строго — добиваться выполнения всех стандартов и чек-листов.

«У нас очень строгие чек-листы, и мы устанавиваем штрафы за их несоблюдение», — признается Юрий Белонощенко, руководитель компании «Бэби-клуб». Поначалу такие условия, конечно, мало кому нравятся, зато они дисциплинируют команду, помогают добиваться результатов и обеспечивают рост прибыли в долгосрочной перспективе. Открывая бизнес самостоятельно, молодой предприниматель не всегда знает, что, как и в какой последовательности делать, как реагировать на неожиданные ситуации, при покупке франшизы ответы на подобные вопросы отпадают сами собой.

Хороший продавец франшизы не просто дает алгоритм действий, но и контролирует порядок и качество выполнения предписаний. «В стартап-сообществе это называется трекингом: когда команда молодого бизнеса каждую неделю отчитывается строннему консультанту, каких успехов она достигла и с какими проблемами столкнулась», — рассказывает Вадим Малыч, руководитель образовательных проектов ФРИИ. За трехмесячную акселерационную программу, в которую в том числе входит и трекинг, стартапы, отобранные в инкубатор ФРИИ, отдают 750 000 руб. Так что ответственные франчайзеры в некотором смысле берут на себя роль акселератора, что, безусловно, выгодно начинающему бизнесу.   

Классика жанра востребована всегда

Несмотря на сжатие рынка и падение спроса, есть категории товаров и услуг, которые в нестабильные времена не проседают, а то и показывают рост. Например, дешевая одежда и фастфуд. Сейчас в России 25% от общего числа франчайзинговых компаний — это общепит, 20-22% – услуги, остальное — розница, в основном непродовольственная (70%). «Но в ближайшее время я прогнозирую перераспределение сил в сторону общепита, причем именно в пользу сегмента ресторанов быстрого обслуживания», — говорит Екатерина Сойак.

В качестве аргументов она приводит несколько причин:

  • В кризис люди стараются экономить, но ритм большого города все равно заставляет время от времени питаться вне дома. Поэтому выигрывают те концепции, которые готовы предложить своим посетителям вкусную, но недорогую еду.  
  • Именно в сегменте ресторанов быстрого обслуживания очень много четко прописанных, проверенных ни одним кризисом концепций, грамотных технологий, которым просто надо следовать.  
  • Первоначальные вложения в этом сегменте сравнительно невелики, а этот аспект становится очень важным в условиях всеобщего нежелания рисковать большими деньгами.

При этом эксперт считает, что можно вкладываться и в непродовольственную розницу: выгодных предложений по аренде торговых площадей на данный момент становится все больше, и это надо использовать. С другой стороны, спрос падает и в ближайшем будущем продолжит падать. Уменьшается и средний чек. Поэтому, если говорить об одежном ритейле, то надо фокусироваться на сегментах молодежной и детской одежды (университетские модницы все равно делают покупки, а дети растут), а также на одежде эконом-класса. «Перспективным я также считаю продуктовый ритейл в сегменте «дискаунтеры». Компания «Пятерочка», работающая со своими партнерами по системе обратного франчайзинга, концепции вроде FixPrice будут востребованными в ближайшие годы», — добавляет Сойак.

Низкие цены на франшизы

В BuyBrand уверены, что давно работающие на рынке франчайзеры прекрасно понимают: именно в такие времена, как сейчас, они зарабатывают свою репутацию. Нацеленные на долгосрочное сотрудничество компании стараются сейчас не только облегчить жизнь своим действующим франчайзи, но и привлечь новых. Ведь остановка в развитии часто смерти подобна. Поэтому многие франчайзеры сегодня или снижают стоимость франшиз, или фиксируют паушальный взнос в рублях по невысокому курсу. Так, сеть бутербродных Subway, уже давно работающая на российском рынке, в этом году снизила стоимость франшиз в связи с повышением курса валют.

Но есть и подводные камни. Например, часто в договор с франчайзером входит условие о том, что товар можно закупать только у него или у определенных поставщиков. В этом случае хорошо бы свести к минимуму зависимость поставок от валютных колебаний, чтобы в будущем не получить от франчайзера коллекцию следующего года по цене в два раза выше, чем в этом году.

«Франшиза — это товар, который имеет реальную себестоимость. Она рассчитывается, исходя из прав и услуг, которые оказывает и передает компания при покупке франшизы, — поясняет Галина Костив. – Если франчайзинговое предложение досконально продумано и проработано, все эти услуги будут умело скалькулированы для удобства покупателя».  

Впрочем, в бизнесе главное — это начать, считают действующие предприниматели. «Подходящего времени для старта бизнеса не бывает, — убежден основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов. – Просто берешь и делаешь, набивая шишки и набираясь опыта. Чем раньше начнешь — тем больше шансов на успех».     

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2561 просмотр
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.