О том, как запустить бизнес в гараже, убедить клиентов платить в 10 раз больше и помочь студентам в профориентации, Тимур Никонов рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Первые шаги в бизнесе
Я родился в городе Брежнев (ныне Набережные Челны), учился в обычной общеобразовательной школе. В 2002 году в моей жизни случилось сразу два больших события — я поступил на экономический факультет Института экономики управления и права и начал профессионально выступать за команду по дзюдо «Динамо». Кроме учебы и спорта я сразу решил самостоятельно зарабатывать деньги и устроился продавцом запчастей. Поскольку Набережные Челны — город КамАЗов, посчитал это направление очень перспективным.
В 2007 году руководство компании, где я тогда работал, обратилось ко мне с предложением поучаствовать в запуске транспортной компании по грузоперевозкам. Было решено развивать новое направление — транспортную логистику, и я сразу принял это предложение, мы тогда закупили несколько единиц автотехники, с чего и начали работать.
Набравшись опыта в этом проекте, примерно через два года я запустил собственную экспедиционную компанию «АЛДИНИ», она до сих пор функционирует. Это, пожалуй, был мой первый серьезный бизнес. Денег на запуск бизнеса у меня, конечно же, не было, просто решил проверить себя — смогу или нет. В 2009 году получил свои последние 30 000 руб. за грузоперевозки, из них 7000 потратил на открытие компании и 23 000 — на покупку ноутбука. Офис решил организовать на съемной квартире (договорился с хозяином об отсрочке платежа), из мебели в первое время обходился коробкой из-под ноута.
Но желание попробовать себя в качестве реального бизнесмена помогло преодолеть все трудности. Постепенно мне удалось найти первых клиентов, которые согласились работать со мной по предоплате. Водители тоже пошли навстречу: не требовали зарплату здесь и сейчас. Через полгода ежемесячный оборот «АЛДИНИ» превысил 2 млн руб., я начал набирать в штат первых сотрудников, выстраивать понятные бизнес-процессы.
В 2010 году я видел, что управляющая компания интернет-справочника «2ГИС» выставила на продажу франшизу по нашему городу и искала партнеров для ведения совместного бизнеса. Я решил, что такой шанс нельзя упустить.
Впервые я узнал о проекте еще в 2005 году, когда ездил в командировку в город Новосибирск. Программа была насыщенной: за пять дней мне предстояло объехать чуть ли не весь город, провести более 10 встреч, подписать кое-какие бумаги, провести деловые переговоры. На первой же встрече коллеги показали мне программу «2ГИС», на тот момент она уже была очень популярна в Новосибирске. На сайте я смог за 15 минут не только построить удобные маршруты во все точки, куда мне надо было попасть, но и найти оптимальное место размещения и обеда. В итоге «2ГИС» помог мне сократить время командировки с пяти до полутора дней. Проект настолько вдохновил меня, что по возвращении я даже решил запустить что-нибудь похожее в своем городе. Но, остыв, подумал, что лучше подключиться к опытной компании со штатом квалифицированных специалистов и серьезным багажом знаний в этой области. Собрать подобную команду в Набережных Челнах было нереально.
Я решил приобрести франшизу, которая охватывает Закамский регион. В 2010 году открылся в родных Набережных Челнах, в 2012-м вышел в Елабугу и Нижнекамск, а в 2014-м — в Альметьевск.
Вера в успех
Первоначальные инвестиции требовались серьезные: несколько миллионов рублей. Таких денег на тот момент у меня не было, пришлось продать квартиру, машину, вытащить оборотные средства из существующего бизнеса, занять у друзей, ну и, конечно, не обошлось без кредита.
Возможно, у кого-то возникнет вопрос — зачем я вообще ввязался в эту авантюру? Лично я изначально не считал этот проект рискованным, у меня было четкое понимание ценности продукта и уверенность в его востребованности и будущем успехе. Поэтому я и решил участвовать в бизнесе.
Суть проекта проста. Есть три стороны: пользователи, рекламодатели и сама программа. «2ГИС» — это интернет-справочник, совмещенный с картой города. Аббревиатура ГИС расшифровывается как «геоинформационная система и городской информационный справочник». Раньше название компании звучало как «ДубльГис», но с выходом на международную арену пришлось переименоваться. Все компании размещаются на сайте бесплатно. Также безвозмездно справочник может скачать себе любой пользователь интернета.
Конечно, у нас есть конкуренты: и федеральные, и местные сервисы. Но, как показывают последние независимые исследования («Ромир»), мы более чем конкурентоспособны на этом рынке. То же самое демонстрирует и динамика нашего развития. Первый офис я снял в гаражном кооперативе «Гараж 2000». С командой на старте были определенные проблемы: на собеседовании приходилось тратить много времени на объяснение сути проекта.
Первое время я буквально жил на работе, контролировал все — от расклейки плакатов по остановкам до проведения переговоров с руководством различных компаний, занимался самостоятельно сбором информации. Благодаря этому я очень хорошо изучил город, понял, насколько большой потенциал у нашей компании.
Спустя некоторое время мы начали расширяться, сняли кабинет по соседству, расширили штат до 20 человек. Через два года поняли, что пора осваивать новые города. В 2013 году мы переехали в IT-парк. Конечно, это потребовало от нас больших затрат, но хотелось вывести компанию на новый уровень, позиционировать себя как лидера отрасли.
Без инвестора
На первом этапе не только потенциальные сотрудники, но и широкая аудитория не понимали, что такое «2ГИС» и зачем он нужен. Ведь люди «сто лет жили без него и еще сто прожили бы». Приходилось ломать много стереотипов и устоявшихся правил игры. Например, до нас средний чек на рекламу в интернете составлял 200 руб. в месяц, а мы зашли на рынок с 2500 руб. Для многих это было шоком, но нам все-таки удалось обосновать стоимость и ценность нашего предложения.
Выход на рынок, естественно, потребовал серьезных вложений. Поэтому деньги от продажи квартиры я пустил в масштабную рекламную кампанию, были использованы всевозможные каналы: телевидение, радио, газеты, билборды, объявления на остановках. Поскольку я инвестировал в раскрутку свои личные деньги, я старался использовать их максимально эффективно, рассчитывая каждую копейку. Все проверял сам: во сколько мне нужно выйти на радио, чтобы захватить как можно больше аудитории, на каких билбордах лучше размещать объявление. Параллельно с личными вложениями я пытался найти внешнего инвестора. Мне повезло — я его не нашел. Сейчас я очень благодарен всем тем отказавшим мне людям, не поверившим в мою идею и тем самым лишь раззадорившим мое желание преуспеть. И рад, что смог все-таки продвинуть проект, несмотря на негатив и скепсис потенциальных инвесторов.
Сейчас компания расширяет штат сотрудников. Сложности с подбором персонала есть, ведь требования к кандидатам очень высоки. У нас есть два основных отдела: производственный, который занимается сбором информации (там у нас текучесть минимальная, специалисты работают очень эффективно), и коммерческий, где менеджеры периодически устают от бешеного темпа работы.
Прежде чем допустить сотрудников к работе, мы проводим обучение. Первые два дня я лично ими занимаюсь, принимаю участие в отборе, самостоятельно рассказываю о компании. Затем обучение продолжается «в полях»: непосредственно в коммерческом или производственном отделах.
Мы практикуем метод наставничества: прикрепляем к новичку ментора на первые недели работы. Когда понимаем, что человек готов к самостоятельно работе, отпускаем его в свободное плавание.
У нас в приоритете работа с клиентами. Мы стараемся более детально подойти к каждому. И кризис только помогает нашему бизнесу расти: в это время мы мобилизуемся, стараемся стать максимально эффективными и, как следствие, начинаем замечать те процессы и звенья, которые не приносят бизнесу реальную ценность. В планах на ближайшее будущее — серьезно закрепиться в Альметьевске, ведь здесь «2ГИС» еще в новинку, надо показать, как правильно использовать наш сервис, объяснить принцип его работы.
Образовательная деятельность
Кроме бизнес-проектов я активно участвую в образовательных инициативах. Например, в «Фабрике предпринимательства», где мы отбираем талантливых ребят из числа студентов и действующих предпринимателей и обучаем их ведению бизнеса. Еще одна инициатива, которую я придумал и реализовал сам, — это «Практическая академия». Цель — помочь студентам старших курсов адаптироваться к дальнейшему трудоустройству. Многие студенты, выходя из вузов, не представляют, чем в дальнейшем будут заниматься. Я читаю для них мастер-классы, вожу их по разным предприятиям, помогаю определиться с выбором профессии.
Начинающим предпринимателям я бы посоветовал для начала поработать наемными сотрудниками. Так вы можете, не рискуя ничем, понять, как устроена та или иная отрасль, компания, какие бизнес-процессы существуют, какие ошибки распространены. Я рекомендую интересоваться разными процессами в компании. Если у вас появится мысль «мне за это не платят, и я это делать не буду», то можете даже не соваться в предпринимательство, ведь предпринимательство — это в первую очередь инициатива и ответственность.