Набережные Челны, 2010

Город и год запуска

IT

Отрасль

12 000 000

Стартовый капитал

5 лет

Окупаемость

Как запустить бизнес по франшизе «2ГИС»?

15 января

Предприниматель Тимур Никонов впервые занялся бизнесом в 2009 году. Набравшись опыта в транспортной отрасли, он запустил собственную экспедиционную компанию «АЛДИНИ». А в 2010 году решил заняться еще одним проектом — взял франшизу известного в России интернет-справочника «2ГИС». 

О том, как запустить бизнес в гараже, убедить клиентов платить в 10 раз больше и помочь студентам в профориентации, Тимур Никонов рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Первые шаги в бизнесе

Я родился в городе Брежнев (ныне Набережные Челны), учился в обычной общеобразовательной школе. В 2002 году в моей жизни случилось сразу два больших события — я поступил на экономический факультет Института экономики управления и права и начал профессионально выступать за команду по дзюдо «Динамо». Кроме учебы и спорта я сразу решил самостоятельно зарабатывать деньги и устроился продавцом запчастей. Поскольку Набережные Челны — город КамАЗов, посчитал это направление очень перспективным.

В 2007 году руководство компании, где я тогда работал, обратилось ко мне с предложением поучаствовать в запуске транспортной компании по грузоперевозкам. Было решено развивать новое направление — транспортную логистику, и я сразу принял это предложение, мы тогда закупили несколько единиц автотехники, с чего и начали работать.

Набравшись опыта в этом проекте, примерно через два года я запустил собственную экспедиционную компанию «АЛДИНИ», она до сих пор функционирует. Это, пожалуй, был мой первый серьезный бизнес. Денег на запуск бизнеса у меня, конечно же, не было, просто решил проверить себя — смогу или нет. В 2009 году  получил свои последние 30 000 руб. за грузоперевозки, из них 7000 потратил на открытие компании и 23 000 — на покупку ноутбука. Офис решил организовать на съемной квартире (договорился с хозяином об отсрочке платежа), из мебели в первое время обходился коробкой из-под ноута.  

Но желание попробовать себя в качестве реального бизнесмена помогло преодолеть все трудности. Постепенно мне удалось найти первых клиентов, которые согласились работать со мной по предоплате. Водители тоже пошли навстречу: не требовали зарплату здесь и сейчас. Через полгода ежемесячный оборот «АЛДИНИ» превысил 2 млн руб., я начал набирать в штат первых сотрудников, выстраивать понятные бизнес-процессы.

В 2010 году я видел, что управляющая компания интернет-справочника «2ГИС» выставила на продажу франшизу по нашему городу и искала партнеров для ведения совместного бизнеса. Я решил, что такой шанс нельзя упустить.

Впервые я узнал о проекте еще в 2005 году, когда ездил в командировку в  город Новосибирск. Программа была насыщенной: за пять дней мне предстояло объехать чуть ли не весь город, провести более 10 встреч, подписать кое-какие бумаги, провести деловые переговоры. На первой же встрече коллеги показали мне программу «2ГИС», на тот момент она уже была очень популярна в Новосибирске. На сайте я смог за 15 минут не только построить удобные маршруты во все точки, куда мне надо было попасть, но и найти оптимальное место размещения и обеда. В итоге «2ГИС» помог мне сократить время командировки с пяти до полутора дней. Проект настолько вдохновил меня, что по возвращении я даже решил запустить что-нибудь похожее в своем городе. Но, остыв, подумал, что лучше подключиться к опытной компании со штатом квалифицированных специалистов и серьезным багажом знаний в этой области. Собрать подобную команду в Набережных Челнах было нереально.

Я решил приобрести франшизу, которая охватывает Закамский регион. В 2010 году открылся в родных Набережных Челнах, в 2012-м вышел в Елабугу и Нижнекамск, а в 2014-м — в Альметьевск.

Вера в успех

Первоначальные инвестиции требовались серьезные: несколько миллионов рублей. Таких денег на тот момент у меня не было, пришлось продать квартиру, машину, вытащить оборотные средства из существующего бизнеса, занять у друзей, ну и, конечно, не обошлось без кредита.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос — зачем я вообще ввязался в эту авантюру? Лично я изначально не считал этот проект рискованным, у меня было четкое понимание ценности продукта и уверенность в его востребованности и будущем успехе. Поэтому я и решил участвовать в бизнесе.

Суть проекта проста. Есть три стороны: пользователи, рекламодатели и сама программа. «2ГИС» — это интернет-справочник, совмещенный с картой города. Аббревиатура ГИС расшифровывается как «геоинформационная система и городской информационный справочник». Раньше название компании звучало как «ДубльГис», но с выходом на международную арену пришлось переименоваться. Все компании размещаются на сайте бесплатно. Также безвозмездно справочник может скачать себе любой пользователь интернета.

Конечно, у нас есть конкуренты: и федеральные, и местные сервисы. Но, как показывают последние независимые исследования («Ромир»), мы более чем конкурентоспособны на этом рынке. То же самое демонстрирует и динамика нашего развития. Первый офис я снял в гаражном кооперативе «Гараж 2000». С командой на старте были определенные проблемы: на собеседовании приходилось тратить много времени на объяснение сути проекта.

Первое время я буквально жил на работе, контролировал все — от расклейки плакатов по остановкам до проведения переговоров с руководством различных компаний, занимался самостоятельно сбором информации. Благодаря этому я очень хорошо изучил город, понял, насколько большой потенциал у нашей компании.

Спустя некоторое время мы начали расширяться, сняли кабинет по соседству, расширили штат до 20 человек. Через два года поняли, что пора осваивать новые города. В 2013 году мы переехали в IT-парк. Конечно, это потребовало от нас больших затрат, но хотелось вывести компанию на новый уровень, позиционировать себя как лидера отрасли.

Без инвестора

На первом этапе не только потенциальные сотрудники, но и широкая аудитория не понимали, что такое «2ГИС» и зачем он нужен. Ведь люди «сто лет жили без него и еще сто прожили бы». Приходилось ломать много стереотипов и устоявшихся правил игры. Например, до нас средний чек на рекламу в интернете составлял 200 руб. в месяц, а мы зашли на рынок с 2500 руб. Для многих это было шоком, но нам все-таки удалось обосновать стоимость и ценность нашего предложения.

Выход на рынок, естественно, потребовал серьезных вложений. Поэтому деньги от продажи квартиры я пустил в масштабную рекламную кампанию, были использованы всевозможные каналы: телевидение, радио, газеты, билборды, объявления на остановках. Поскольку я инвестировал в раскрутку свои личные деньги, я старался использовать их максимально эффективно, рассчитывая каждую копейку. Все проверял сам: во сколько мне нужно выйти на радио, чтобы захватить как можно больше аудитории, на каких билбордах лучше размещать объявление. Параллельно с личными вложениями я пытался найти внешнего инвестора. Мне повезло — я его не нашел. Сейчас я очень благодарен всем тем отказавшим мне людям, не поверившим в мою идею  и тем самым лишь раззадорившим мое желание преуспеть. И рад, что смог все-таки продвинуть проект, несмотря на негатив и скепсис потенциальных инвесторов.

Сейчас компания расширяет штат сотрудников. Сложности с подбором персонала есть, ведь требования к кандидатам очень высоки. У нас есть два основных отдела: производственный, который занимается сбором информации (там у нас текучесть минимальная, специалисты работают очень эффективно), и коммерческий, где менеджеры периодически устают от бешеного темпа работы.

Прежде чем допустить сотрудников к работе, мы проводим обучение. Первые два дня я лично ими занимаюсь, принимаю участие в отборе, самостоятельно рассказываю о компании. Затем обучение продолжается «в полях»: непосредственно в коммерческом или производственном отделах.

Мы практикуем метод наставничества: прикрепляем к новичку ментора на первые недели работы. Когда понимаем, что человек готов к самостоятельно работе, отпускаем его в свободное плавание.

У нас в приоритете работа с клиентами. Мы стараемся более детально подойти к каждому. И кризис только помогает нашему бизнесу расти: в это время мы мобилизуемся, стараемся стать максимально эффективными и, как следствие, начинаем замечать те процессы и звенья, которые не приносят бизнесу реальную ценность. В планах на ближайшее будущее — серьезно закрепиться в Альметьевске, ведь здесь «2ГИС» еще в новинку, надо показать, как правильно использовать наш сервис, объяснить принцип его работы.

Образовательная деятельность

Кроме бизнес-проектов я активно участвую в образовательных инициативах. Например, в «Фабрике предпринимательства», где мы отбираем талантливых ребят из числа студентов и действующих предпринимателей и обучаем их ведению бизнеса. Еще одна инициатива, которую я придумал и реализовал сам, — это «Практическая академия». Цель — помочь студентам старших курсов адаптироваться к дальнейшему трудоустройству. Многие студенты, выходя из вузов, не представляют, чем в дальнейшем будут заниматься. Я читаю для них мастер-классы, вожу их по разным предприятиям, помогаю определиться с выбором профессии. 

Начинающим предпринимателям я бы посоветовал для начала поработать наемными сотрудниками. Так вы можете, не рискуя ничем, понять, как устроена та или иная отрасль, компания, какие бизнес-процессы существуют, какие ошибки распространены. Я рекомендую интересоваться разными процессами в компании. Если у вас появится мысль «мне за это не платят, и я это делать не буду», то можете даже не соваться в предпринимательство, ведь предпринимательство — это в первую очередь инициатива и ответственность.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1374 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • IT
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.