Публичные выступления: как избежать ошибок и побороть волнение

Анна Каракаева 8 февраля

Даже общение с одним человеком — это коммуникация, которую можно считать публичной. А что уж говорить про такие неотъемлемые элементы рабочего процесса любой компании, как совещания, планерки, переговоры, на которых внедряются новые идеи? 

Содержание vs форма

Публичные выступления всегда имеют две составляющие — содержание и форму. Содержание — это непосредственно то, о чем мы говорим окружающим, контент. Форма — особенности подачи информации. К форме относятся все элементы «вокруг текста».

Часто слушатели обращают внимание на поведение докладчика: смотрит он в глаза или нет, как он жестикулирует, как сидит — уверенно или нет, есть ли лишняя суета в его движениях, читает ли он с листа или говорит свободно. Если выступающий постоянно заглядывает в листок, аудитория сделает вывод, что в предмете спикер разбирается слабо, он некомпетентен, и, следовательно, уровень доверия к нему снизится. Идеальный расклад — выступать без листа, ни в коем случае не зачитывать, а лишь подглядывать основные моменты.

Еще одна важная составляющая успешного выступления — голос. Как он звучит — уверенно или с дрожью? Темп речи — плавный или резкий? Сложно убедить аудиторию в чем-то, если спикер говорит очень быстро. Особое внимание нужно уделять паузам, они украшают речь, дают слушателям время на осмысление информации.

Обратите внимание на то, что достижению конечной цели выступления и общения (доказать собственную точку зрения или убедить аудиторию в чем-то) служат и контент, и форма. Здесь мы подходим к развенчанию мифа о том, что для успешного выступления вполне достаточно интересного содержания.

Наверняка у вас в университете были очень умные преподаватели с интересным и содержательным контентом, но читавшие лекции так скучно, что уже через пять минут вы выключались из темы, а через полчаса и вовсе дремали. К сожалению, такие ситуации бывают не только в вузах, многие менеджеры по продажам не могут интересно преподнести свой товар.

Коммуникаций в бизнесе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд: разнообразные планерки и совещания требуют эффективного влияния на коллег и подчиненных, а презентации продукта или компании — это в чистом виде ораторское искусство. На тренингах я часто задаю аудитории вопрос: что важнее — форма или содержание? чего должно быть больше в процентном соотношении? Правильный ответ — в балансе, вне зависимости от темы выступления, форма и содержание должны уравновешивать друг друга. Хотя, конечно, есть исключения: например, научные конференции или круглые столы с сугубо профессиональной аудиторией потребуют от оратора большего усердия в содержании, чем в форме. А вот, например, торжественная речь — это скорее про подачу, чем про гениальные содержательные моменты. Но в абсолютном большинстве случаев бизнес имеет дело с коммуникациями, где одинаково внимательно следует отнестись к обоим составляющим публичных выступлений.

Ошибки ораторов

Подробно говорить сейчас о контенте нет смысла, у всех компаний он свой. А вот форму следует обсудить отдельно, ведь именно с этим компонентом связано большинство самых распространенных ошибок в публичных выступлениях.

Одна из базовых составляющих формы — уверенность. Если в момент коммуникации у спикера нет уверенности в себе, то содержание тут же начинает «сыпаться».

Когда на поверхность выходит волнение, это бросается в глаза всем: забывается текст, трясутся руки. Аудитория воспринимает такое поведение как некомпетентность спикера, начинает задумываться: а стоит ли вообще доверять его продукту, его компании, его профессионализму?

Мой совет — готовьтесь к любому выступлению. Если вы знаете, что не можете в разговоре смотреть собеседнику в глаза, будьте предельно сконцентрированы в процессе общения, старайтесь ни на минуту не забывать о зрительном контакте. Тренируйте у себя зрительный контакт, воспитывайте новую привычку. Если ваша проблема — дрожащий голос, постарайтесь до коммуникации выполнить два-три специальных упражнения. Еще одна важная рекомендация — максимально расслабить тело. Первое, чему учат студентов театральных вузов, — расслаблять тело по заказу, быстро снимать напряжение, иначе в момент страха или волнения тело будет напрягаться по привычке и тянуть за собой массу внешних и внутренних зажимов.

Самая распространенная ошибка (даже беда!) ораторов в России — их нежелание готовиться к выступлениям. Однажды мне пришлось готовить группу топ-менеджеров автомобильной компании к съемке корпоративного видео. Всех заранее попросили подготовиться к мероприятию. Российская часть выступающих, за исключением двух человек, этим заданием пренебрегла: у них даже речь не была написана ко дню съемок. Немецкие коллеги свою домашнюю работу выполнили: заранее подготовили текст, полностью погрузились в материал, подготовились эмоционально.   

Еще одна частая ошибка выступающих — отсутствие включенности в материал. Важно не просто составить красивое содержание, важно действительно поверить в него. Для бизнесмена необходимо уметь «зажигаться», вдохновляться собственным текстом. Если оратор внутренне не включается в свое содержание, на выходе мы получаем монотонное повествование: разговор спикера самого с собой, отсутствие контакта с аудиторией. Я советую заранее смоделировать желаемый результат. Задайте себе вопрос: зачем я говорю этот текст, что после этого текста должно измениться в сознании аудитории?

Возвращаясь к примеру с автокомпанией, отмечу, что немецкие ораторы действительно смогли заранее представить сотрудников другими, поэтому говорили очень убедительно. Ведь если у человека есть цель, то на ее достижение работает очень важная составляющая формы — энергетика. Со многими  русскими спикерами мне пришлось с нуля создавать текст, искать нужные слова, вдохновлять их текстом, раскачивать эмоционально.

Третья ошибка современных ораторов — отсутствие практической репетиции. Недостаточно просто набросать основные тезисы на бумаге и в душе ими вдохновиться. Важно отрепетировать свою речь, произнести ее вслух в присутствии зрителей хотя бы два-три раза. Это могут быть ваши друзья или знакомые, можно даже записать себя на видео. Репетиция так же важна выступающему, как тренировка спортсмену. Если оратор не репетировал, то, скорее всего, его поглотит чувство страха, и он будет выглядеть неубедительным. Редкий спикер может выступать без подготовки.  

Четвертая и пятая ошибки тесно связаны друг с другом. В одном случае спикер пренебрегает формой, надеясь выехать за счет интересного содержания, во втором — тратит себя только на форму, презентуя публике нулевое содержание. Яркий пример — политик Дженнифер Псаки. С формой у нее все хорошо, но непроработанное содержание постоянно становится объектом насмешек со стороны журналистов.

Выступления без бюджета

Многие предприниматели не считают необходимым тратить деньги на обучение ораторскому искусству. Можно ли самостоятельно освоить практики публичных выступлений? Конечно! Сейчас в интернете есть различные видеоуроки. Лично мне очень нравятся уроки Радислава Гандапаса, у него есть и длинный фильм на тему публичных выступлений, и короткие курсы. Но нужно быть очень волевым и дисциплинированным человеком, чтобы встроить в план своего дня упражнения по ораторскому искусству. Работать с персональным тренером проще: он не только будет стимулировать вас к активным действиям, но и указывать на появляющиеся ошибки. Но при сильном желании можно обойтись собственными усилиями. Например, поставьте себе в календарь отработку контакта глаз. И в течение всего дня стараетесь в любых беседах 80% времени смотреть собеседнику в глаза. Отведите на это неделю. Потом можно перейти к жестикуляции, научиться «отпускать» руки.

Частая ситуация: от страха или волнения человек сцепляет руки в замок и совсем не жестикулирует. Постарайтесь исправлять этот недостаток во всех ваших коммуникациях на ближайшие семь дней. Еще одно полезное упражнение — «раскачка» энергетики. Попробуйте читать вслух на камеру стихи Высоцкого или Маяковского. Покажите видео коллегам и друзьям, попросите их оценить уровень вашей убедительности и энергетики в момент прочтения.  

Кроме формы важно работать и с содержанием. Если знаете, что любите «лить воду» и долго болтать ни о чем, попробуйте упражнение «говорю тезисами». Постарайтесь заранее выделить в вашем выступлении несколько тезисов и говорить только о них, не отвлекаясь на посторонние темы. Чтобы наверняка не сбиться с курса, выпишите эти тезисы и положите перед собой на выступлении.

Что еще важно добавить в контент вашего выступления? Притчи, метафоры, истории из жизни — все это цепляет внимание аудитории. Но важно использовать их к месту. Один мой ученик, директор крупной компании, даже собрал целый банк притч, на каждом совещании он рассказывает одну короткую историю коллегам. Притча позволяет сделать теорию наглядной, улучшает запоминаемость материала, хорошо удерживает внимание.

Борьба с фобиями

Очень важная тема в нашей отрасли — страх коммуникации и публичных выступлений. Американские ученые пришли к выводу, что страх публичных выступлений занимает второе место, сразу после страха смерти. Это связано в первую очередь с боязнью оценки выступающего окружающими людьми. А если смотреть еще глубже — корень проблемы в нашей самооценке. Все мы в той или иной степени зависимы от мнения окружающих. Когда переговоры проходят успешно, самооценка поднимается, ведь мы получаем от аудитории положительную обратную связь. Если переговоры сложились тяжело или мы почувствовали, что аудиторию зацепить не удалось, тут же возникает внутренний дискомфорт.

Чтобы избавиться от страха выступлений, нужно сделать собственную самооценку максимально независимой от мнения окружающих. Как? В любом случае принимать себя положительно, даже если вы можете быть осмеяны и не поняты аудиторией.

Например, физик Лев Ландау, чтобы избавится от страха, выступал на площади в нелепом виде, перед совершенно незнакомыми ему людьми. Конечно, ему было неловко от косых взглядов окружающих, но это помогло ему понять, что ничего смертельного даже при неудачном выступлении не произойдет. Конечно, это радикальный метод, я его не очень рекомендую, но многие психологические школы требуют от своих участников выполнения подобных заданий.

Есть другой путь — попробовать переключиться со своей зависимости от мнения других людей на задачу коммуникации. У футболиста Пеле спросили однажды: «Как вы справляется с волнением на матче, ведь на вас смотрят тысячи людей?» На что он ответил: «Мне некогда волноваться. У меня есть главная задача — катить мяч». Подобный прием помог мне на первом курсе театрального института. Я боялась читать стихи на экзамене, и преподаватель мне сказал: «Неважно, как ты будешь читать стихи, важно, зачем ты их читаешь». Так у меня, как у футболиста Пеле, появилась цель — донести до слушающих посыл, заставить слушателей поверить в то, о чем я читала стихотворение. И волнение действительно ушло.

О приеме «Зачем?» я как-то рассказала генеральному директору крупной строительной компании. Сначала он посчитал эту методику годной только для театра, а не для бизнеса. После долгих уговоров с моей стороны он все-таки согласился опробовать метод на деловых переговорах. Поставив себе вопросы «Зачем я это говорю?» и «Чего я добиваюсь?», он так увлекся процессом доклада, что ему некогда было волноваться. С тех пор он взял этот прием на вооружение и постоянно использует его на планерках и переговорах.

В методике «Зачем?» есть одно ограничение: постарайтесь ставить перед собой глубокие задачи, говорить не просто для того, чтобы клиент купил ваш продукт. Думайте, как ваш продукт может поменять жизнь покупателя. Продавайте эту глобальную ценностную идею, мечту.

Правильные техники публичных выступлений помогают предпринимателю, не обладающему природной харизмой, заражать своей идеей, продуктом, компанией других людей. Ведь харизму тоже можно «прокачать». Помните: ораторами не рождаются, ими становятся. Чаще смотрите выступления хороших спикеров: как они говорят, как двигаются. Подмечайте удачные находки, учитесь у них мастерству. И старайтесь каждый день рассказывать по коротенькому анекдоту разным людям. Из таких маленьких коммуникаций рождается полезный опыт для больших публичных выступлений.

Анна Каракаева, бизнес-тренер, специалист по публичным выступлениям, сценической речи, голосу, актерскому мастерству


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1207 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.