Честная картина ЭДО в России: кто зарабатывает на электронных документах

Азза Гайсин
21 июня 2013
Честная картина ЭДО в России: кто зарабатывает на электронных документах

Для активных участников рынка электронного документооборота (операторов ЭДО, компаний-интеграторов и «ранних последователей») первый год электронных счетов-фактур оказался весьма непростым. Однако результаты стоят потраченных усилий, считают представители бизнеса.

Операторы: «Мы ждали чуда, но чуда не произошло»

Компаний, предоставляющих услуги операторов ЭДО, на сегодняшний день около 40, большинство из них также являются спецоператорами сдачи электронной отчетности. Однако по статистике ФНС львиную долю ЭДО в России обеспечивают только 6 из них.

Почему так происходит? Дело в том, что рынок электронных документов как таковой находится на стадии формирования и пока не работает на самоокупаемость. Еще долгое время в него придется вкладывать обширные инвестиции, а такие средства есть только у крупных компаний. В принципе это стандартная ситуация, когда на рынок выходит новая услуга: бизнес делится на энтузиастов, так называемых ранних последователей, и тех, кто дожидается опыта предшественников. И последних значительно больше. При этом, по признанию самих операторов, ожидания год назад были совсем не такие: казалось, что поток клиентов будет намного шире, а ФНС будет проявлять большую активность.

Именно поэтому, кстати, до сих пор не работает роуминг: операторам, имеющим большие клиентские базы, пока что невыгодно делиться ими с конкурентами. По мнению А. Миклашевича, роуминг начнет развиваться исключительно под давлением клиентов.

Интеграторы: «Бухгалтерский учет нужно автоматизировать»

Нынешний уровень развития IT-технологий ограничивает возможности интеграции внутренних учетных систем компаний с системами ЭДО только временем и деньгами. Другое дело, что потребность в интеграции у бизнеса разная, и ценник за технические работы будет разным. Для международных компаний и крупных российских интеграция является обязательным условием: без автоматической обработки электронных документов внедрять ЭДО становится бессмысленным. При этом чаще всего на предприятиях стоят зарубежные или самостоятельно разработанные учетные системы. Поэтому либо компания перестраивает свои системы под требования оператора, либо, что происходит значительно чаще, операторы «подстраиваются» под крупного клиента. Длительность таких работ занимает от полугода до нескольких лет — именно поэтому на сегодняшний день активно обмениваются электронными документами только те организации, которые начали работы в этом направлении год или более назад. Что касается среднего и малого бизнесов, то тут все намного проще: чаще всего СМБ-компании пользуются типовыми учетными системами, для которых у оператора уже есть коробочное интеграционное решение.

«Порядки цен за интеграцию очень разнятся от компании к компании, — делится Николай Друкман, менеджер проекта Диадок компании СКБ Контур. – Интеграция со сложными зарубежными системами SMP, Oracle и т д. обойдется бизнесу от 300 000 рублей. Самый большой бюджет проекта интеграции нашей системы ЭДО и SAP, который нам озвучивали партнеры-интеграторы — 1 800 000 рублей. Клиент рассчитал, что полтора года экономии от перехода на первичку позволит ему закрыть эти разовые затраты».

Бизнес: «На ЭДО переходят компании, которые умеют считать»

Основные инициаторы ЭДО — это международные торговые сети, давно использующие EDI, крупные автомобильные дистрибьюторы и так называемые «генераторы трафика», имеющие большой поток исходящих документов. С помощью электронных документов они значительно снижают свои расходы на ручную обработку, распечатку, доставку и хранение бумажных документов: по оценкам аналитиков, полная стоимость обработки одной сделки в бумажном виде составляет 60-100 руб., в то время как электронная обойдется в 5-10 руб.

«Опросив 20 000 наших клиентов, мы выяснили, что для поставщиков товаров огромную долю в структуре затрат на документооборот составляет ручная обработка документов, — рассказывает Н. Друкман. – И достаточно большую долю затрат, примерно 1/5, составляет их хранение».

Инициаторы ЭДО постепенно переводят на электронное взаимодействие всю сеть своих контрагентов: в принудительном порядке (например, «KOMATSU») или же добровольно (например, «HeadHunter»). Техниками вовлечения в ЭДО поделились три компании.

«Начинать нужно с себя». Несмотря на то, что торговым сетям прежде всего в электронном виде интересно получать документы по поставкам, BILLA, не найдя энтузиастов среди своих поставщиков, решила начать внедрение ЭДО с исходящего потока документов (10-16 тысяч документов по услугам рекламы и маркетинга в месяц). До перевода в электронный вид на распечатку и подпись этих документов уходила целая неделя, после чего требовалась еще неделя, чтобы оформить к документам описи, вложить их в конверты и направить почтой. «Мы посчитали, что если научимся массово отправлять нашим поставщикам электронные документы, нам будет проще вовлечь их в ЭДО (это более 100 тысяч комплектов документов по поставкам в месяц). Действительно, через год мы запустили этот процесс. Но эффективность была на лицо сразу же», — рассказал Александр Грибановский, главный бухгалтер торговой сети BILLA. – «После того, как мы настроили специальное приложение “Менеджер рассылки”, которое автоматически обрабатывает и в считанные минуты тысячи электронных документов отправляет поставщикам, недели превратились в минуты».

«В обязательном порядке». В компании KOMATSU применяется более строгая практика: всех российских поставщиков переводят на электронные документы в обязательном порядке. «Мы действуем с позиции силы, — поделилась Ольга Куликова, заместитель главы Департамента финансового контроля. – Естественно, первое время многие были против, говорили, что бумага лучше. Но постепенно все поняли, насколько удобнее получать, проверять и искать документы в электронном виде, и теперь уже сами поставщики проявляют инициативу в переводе оставшихся документов в электронный вид».

«Соглашение об использовании электронных документов». Российская компания интернет-рекрутмента «HeadHunter» переводит своих контрагентов на ЭДО только на добровольной основе. В компании решили, что начинать нужно с небольшого числа заинтересованных контрагентов, чтобы отладить новые бизнес-процессы документооборота и не вызвать недовольства ни внутри компании, ни на стороне клиентов и поставщиков.

«Процесс перевода контрагентов на ЭДО достаточно трудозатратен, но это интересный процесс, — рассказывает Елена Плетнёва, главный бухгалтер группы «HeadHunter». – Чтобы снять с партнера дополнительные риски, мы подписываем с ним соглашение об использовании электронных документов. В нем очень подробно описываются любые ситуации, которые могут возникнуть при электронном взаимодействии». Что касается налоговых рисков, «HeadHunter» рекомендует компаниям обращаться в инспекции с инициативой. «Мы договорились с нашей налоговой, что будем представлять в электронном виде очень многие документы. Совершенно официально, никаких внутренних договоренностей — составили и направили в инспекцию официальное письмо», — делится Е. Плетнёва.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
704 просмотра
В избранное
Диадок
Диадок

Организовать электронный документооборот с контрагентами

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.