«Управление — это священная обязанность. Если вы начальник, то ответственность за то, чтобы все шло как положено, лежит именно на вас. Вы должны убедиться, что работа всегда делается качественно и быстро». В своей книге «Быть начальником — это нормально» эксперт по лидерству и менеджменту Брюс Тулган развенчивает главные мифы, которые мешают управлять эффективно.
Брюс Тулган исходит из аксиомы, что в нынешнее время управлять людьми значительно сложнее, чем еще несколько лет назад. Происходит это из-за того, что сам мир сильно меняется и становится глобальнее: конкуренция заметно ужесточается, ценность знаний незамедлительно растет, рынки хаотичны, потребности в ресурсах непредсказуемы. Работодатели, хотят они того или нет, оказываются вовлеченными в постоянные изменения. Чтобы оставаться успешными, компании вынуждены быть мобильными и проявлять гибкость.
Чего стоит ожидать уже в ближайшем будущем? Брюс Тулган уверен, что со временем люди будут чаще выражать несогласие с миссиями, политикой и решениями работодателей, поскольку они все меньше верят в то, что организации могут позаботиться о них. Предметом спора будут условия работы, системы вознаграждения. Проблемы возникнут с исполнением предписаний работодателей и инструкций непосредственных руководителей.
Чтобы органично вписаться в эти новые условия существования, компаниям необходимо понять, что на смену традиционным источникам авторитета приходят новые, при которых сотрудниками управляют менеджеры краткосрочных проектов, а не просто руководители в обычном понимании. «Набирающим популярность источником власти оказываются более несистемные вещи, такие как контроль ресурсов, поощрения и условия работы, — предупреждает Брюс Тулган. – Сотрудники ждут, что их непосредственные начальники будут удовлетворять их основные потребности и ожидания. А руководители, неспособные удовлетворить эти потребности, начинают стабильно терять авторитет в глазах сотрудников».
Если сложить вместе все изменения, произошедшие с условиями работы, то, по мнению автора книги, можно говорить о кардинальном сдвиге норм и ценностей, которые затрагивают суть взаимоотношений между работодателем и сотрудником. Но в последние годы управление все чаще рассматривается в неверном ключе — как менеджмент, основанный на невмешательстве. Вокруг этого менеджмента уже возникло немало мифов.
Миф № 1. Лучший способ расширить возможности людей — позволить им самим управлять собой.
Этот миф раскрывает ложное представление о расширении прав. На самом деле каждый из нас лучше работает при наличии конкретных заданий и целей. Хорошо помогает и поддержка более опытного человека, наставника.
Брюс Тулган советует разумно делегировать полномочия, чтобы каждый сотрудник понимал, какие задачи стоят перед ним, какие рамки компетенции он имеет, какими инструментами и методиками располагает для эффективной работы.
Если вы хотите наделить людей властью, то определите область, на которую распространяется эта власть, дайте четкие руководства к действию и обозначьте сроки исполнения задачи.
Миф № 2. Справедливо относиться ко всем одинаково.
Чтобы избежать неприятностей, компании избегают демонстрации разного отношения к сотрудникам. Казалось бы, это правильно: всех все равно поощрить невозможно. Но в то же время решение никого особо не выделять — это и самый легкий путь для менеджера. Ведь в результате получается, что люди с низкой и средней производительностью пользуются теми же благами, что и сотрудники с высокими результатами. Кроме того, продуктивные сотрудники начинают расстраиваться из-за несправедливости, которую наблюдают, у них падает мотивация.
Как поступить справедливо? Нужно все-таки исходить из того, что сотрудники заслуживают на основании результатов их работы.
Миф № 3. Чтобы быть сильным, нужно вести себя жестко, а я хочу оставаться хорошим менеджером.
Эффективное управление часто ошибочно связывают с менеджерами, которые только и делают, что демонстрируют свою власть и превосходство, даже не пытаясь разбираться в сложной работе по эффективному управлению персоналом. Именно эффективному, а не жесткому.
Истина заключается в том, что работа — это деловая связь: сотрудники, которыми вы управляете, получают за свою работу деньги, и в этом заключается главный источник власти менеджера. «Лучший способ избежать ситуаций, в которых вы можете оказаться плохим парнем, заключается в том, чтобы признать свою законную власть и не бояться использовать ее правильным образом», — дает совет Брюс Тулган.
Миф № 4. Отказ от вмешательства — способ избежать конфронтации с сотрудниками.
За этим мифом стоит слабая позиция менеджера, из-за которой конфронтация становится неизбежной. На самом деле управленцам нужно принимать на себя ответственность. Хотя на это нужна смелость. До тех пор пока вы не увидите результаты, вы будете участвовать в различных переговорах и постоянно вступать в противостояния. И это абсолютно нормально.
Миф № 5. Стать сильными менеджерам мешает множество факторов, находящихся вне их контроля.
Под такими факторами часто подразумеваются бюрократия, корпоративная культура, ограниченность ресурсов и действия высшего руководства. Препятствий может быть немало, справиться со всеми ни у кого не получится, однако можно вырабатывать частичные решения, с помощью которых многое можно изменить.
В реальности нужно концентрироваться не на том, что вы не в состоянии контролировать, а на том, что, наоборот, находится в зоне вашего контроля.
Миф № 6. Я не особенно хорош в области менеджмента.
Считается, что некоторые люди — прирожденные лидеры, что именно им суждено стать идеальными менеджерами. Но в действительности многие так называемые прирожденные лидеры не становятся хорошими менеджерами. Менеджер — это серьезная и долгая работа: изучение необходимых навыков, методик управления, применение их на практике.
Врожденные лидерские способности, безусловно, существуют. Но только их одних не достаточно. Нужно быть умным и опытным, чтобы выполнять рутинную работу лидера: определять направления развития, наделять сотрудников ответственностью, справляться с неудачами, решать проблемы, вознаграждать людей за результаты работы.
Миф № 7. Для управления людьми всегда не хватает времени.
Пытаясь не тратить время на управление, менеджеры игнорируют проблемы, которые постепенно накапливаются. Из небольших проблем вырастают проблемы большие, и на них уже нельзя не реагировать. В такой кризисной ситуации менеджер гарантированно будет действовать менее эффективно и растрачивать попусту больше времени.
«Время, которое вы проводите, занимаясь менеджментом, это время «высокого воздействия», — предупреждает Брюс Тулган. – Управляя людьми, вы улучшаете их продуктивность». Иногда пятнадцатиминутная инвестиция времени в общение с сотрудником увеличивает его эффективность на дни.
Данные книги
Брюс Тулган «Быть начальником — это нормально», издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2016