Фрустрация персонала: что это такое и как с ней бороться — СКБ Контур

Фрустрация персонала: что это такое и как с ней бороться

31 октября 2022

Большинство людей сложены из проблем, противоречий и подвержены различным психологическим состояниям. Одним из таких психологических кризисов является фрустрация. Многие руководители сталкиваются с фрустрацией сотрудников гораздо чаще, чем, например, с депрессией.  

Фрустрация персонала всегда оказывает влияние на бизнес далеко не в позитивном ключе. Об управленческих и личных методах борьбы с фрустрацией сотрудников рассуждают эксперты аутстаффингового агентства «Ваш кадровый советник».

Что такое фрустрация

Начнем с определения термина фрустрация. Фрустрация — особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей, и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.

Причинами фрустрации на рабочем месте часто становится разочарование от невыполнения задач и недостижения целей, а также отсутствие повышения в должности и заработной плате. На результат влияют барьеры как внутренние психологические, например, страхи, комплексы, так и внешние факторы, такие как отсутствие финансов, невозможность смены места пребывания, рабочей техники, состояние здоровья, семейные трудности и т.д. То есть фрустрация возникает у специалистов с отсутствием перспектив саморазвития и возможностей удовлетворения своих материальных потребностей.

Как разобраться сотруднику

С фрустрацией в первую очередь обязан разбираться сам работник. В начале необходимо пересмотреть свои ожидания. А желательно вообще не ожидать ничего от мира. Гораздо эффективнее будет поставить себе цель и начать двигаться к ней. Если же план «А» не работает, то следует поискать альтернативные пути достижения поставленных задач.

Фрустрация вполне может стать предпосылкой депрессии, а может и мотиватором к изменению жизни. Важно правильно ее пережить. Способы борьбы похожи на выход из кризиса. Например, найти новые увлечения и хобби, чаще бывать на природе. Когда отдыхает тело, оно автоматически подтягивает за собой и душу. После перезагрузки мозг начинает лучше и яснее соображать.

При этом фрустрация помогает развивать в себе стойкость и оптимизм. Это случается у людей со здоровой психикой, когда они подходят к внутреннему психологическому тупику и жизнь заставляет их развернуться на 180 градусов, а негатив — заменить на позитив.

Также если речь идет о фрустрации именно из-за работы, а связанные с ней проблемы не являются следствием фрустрации, необходимо понять, какая цель не может быть достигнута.

  • Определите препятствия на пути к решению задачи. 
  • Признайтесь себе честно, что вы находитесь в состоянии фрустрации. 
  • Предпринимайте активные действия по выходу из психологического кризиса. 
  • Обдумайте план альтернативного пути достижения цели.

Если у вас не получается справиться с фрустрацией на работе самостоятельно, не бойтесь обратиться за помощью к руководителю или старшему коллеге. Поможет HR-специалист или коллега, которому вы доверяете.

Помните, когда присутствует контакт с коллегами и руководством, а также развита социализация на работе, справиться с фрустрацией гораздо проще, чем бороться с ней один на один.

Как бороться с фрустрацией подчиненных

Руководителю стоит чутко наблюдать за психологическим состоянием своих подчиненных. Если вы видите, что специалист находится в подавленном психологическом состоянии, но при этом старается и выдает результаты, стоит его похвалить и поддержать. Если же в тяжелый момент менеджер критикует работника или «закручивает гайки», скорее всего сотрудник провалится в более глубокую фрустрацию или приблизится к депрессии. Все перечисленное приведет к разочарованию специалиста в себе, работе, профессии. Станет не до результатов, работоспособности и инициатив.

Если руководитель заметил, что кто-то из его подчиненных находится в состоянии фрустрации, стоит уделить ему больше времени. Обсудить методы решения рабочих задач и причины того, что мешает их выполнению. Возможно даже поговорить с глазу на глаз, по душам о причинах психологического состояния работника, предложить возможную помощь.
 
Разумеется, сам сотрудник при этом не должен бояться сказать, в чем именно испытывает трудности. Для этого, конечно, с командой должен быть выстроен дружественно-конструктивный диалог. Подобная тактика и является главным управленческим методом борьбы с фрустрацией персонала.

Подобный подход в управлении подчиненными предотвратит ошибки в рабочих процессах, недовольство собой среди сотрудников, а, следовательно, и текучесть персонала, которая всегда ощутимо бьет по карману бизнеса.

Персонал
Автоматизация большинства кадровых бизнес-процессов, регламентированная отчетность, гибкая настройка внутренней аналитики.
Узнать больше
Персонал
Автоматизация большинства кадровых бизнес-процессов, регламентированная отчетность, гибкая настройка внутренней аналитики.
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий