Как выявлять операции, направленные на отмывание доходов — СКБ Контур

Как выявлять операции, направленные на отмывание доходов

16 ноября 2022 Мнение

Лица, осуществляющие бухгалтерскую деятельность, обязаны соблюдать требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Елена Таран генеральный директор консалтинговой компании по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ ООО «СКЦ по 115-ФЗ»

Задачи субъектов 115-ФЗ

К тем, кто осуществляет бухгалтерскую деятельность, относятся как бухгалтерские компании, так и бухгалтеры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и даже самозанятые бухгалтеры. Они являются субъектами специальной ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ).

115-ФЗ регулирует отношения граждан, организаций и государственных органов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, направленных на отмывание доходов, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения (ОД/ФТ/ФРОМУ).

То есть первоочередная задача любого субъекта 115-ФЗ — это организация и осуществление внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ/ФРОМУ) таким образом, чтобы выявить операции и направить информацию о подобных операциях в Росфинмониторинг.

Итак, давайте разберемся, что нужно сделать бухгалтерской компании (бухгалтеру) для выявления операций, направленных на отмывание доходов (подозрительных операций).

Что такое легализация доходов

В соответствии со 115-ФЗ, легализация доходов — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Легализация доходов, полученных преступным путем, — это процесс сокрытия предикатного (предшествующего) преступления. Такой процесс позволяет утаивать незаконные источники прибыли и таким образом превращать преступления в высокодоходный вид бизнеса. Легализация доходов — это преступление.

Классическая модель отмывания доходов выделяет три основных этапа: размещение, расслоение и интеграция.

  1. Размещение — перевод наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты. Например, размещение «черной» наличности на счету в банке.
  2. Расслоение — отрыв преступных доходов от источников их происхождения путем сложной цепи финансовых транзакций. Например, перевод денежных средств на счет в брокерскую компанию с последующим поспешным выводом этих денежных средств на счет третьего лица в банк, отличный от того, откуда эти денежные средства поступили к брокеру.
  3. Интеграция — придание видимости законности преступно полученным капиталам. Уже отмытые денежные средства внедряются в реальный сектор экономики.

Именно на этих трех этапах лица, осуществляющие бухгалтерские услуги, могут выявлять подозрительные операции.

prizma

Всё необходимое для управления рисками в одном окне: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков и др.

Схемы легализации доходов

С практической точки зрения существуют три схемы легализации доходов.

Перевод денежных средств из безналичной формы в наличную форму

То есть речь идет об обналичивании денежных средств. Почему это должно вызывать подозрения? Потому что наличные денежные средства невозможно отследить (в отличие от банковских переводов), их используют в том числе для финансирования терроризма, поддержания коррупции, уклонения от уплаты налогов и других незаконных целей.

Перевод денежных средств из наличной формы в безналичную форму

Эта схема вызывает подозрения, потому что подразумевает легализацию «черной» наличности, полученной в результате совершения тяжких и особо тяжких преступлений, например, торговли оружием, наркотиками.

Вывод денежных средств за пределы РФ

Эта схема наносит ущерб экономике РФ и охраняемых государством интересов общества. Получается так: капитал, произведенный на территории РФ, выбывает из ее экономического пространства и «работает» на экономики других стран, в том числе на экономики стран-конкурентов.

Всем операциям, направленным на ОД/ФТ/ФРОМУ, свойственны прямые признаки, которые свидетельствуют о легализации:

  • регулярность;
  • однотипность;
  • поспешность в совершении операций;
  • отсутствие экономического смысла и очевидной законной цели.

Критерии выявления операций, которые должны вызывать подозрения, перечислены Росфинмониторингом в нормативных и иных актах РФ о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Это так называемые критерии необычных операций (сделок).

Какие операции должны вызывать подозрения

Лица, осуществляющие бухгалтерскую деятельность, обязаны выявлять операции, которые соответствуют следующим критериям:

  • операция направлена на выведение средств в наличный денежный оборот;
  • платежи получены за реализованные товары (оказанные услуги) от лиц, не являющихся стороной по операции (сделке);
  • операции совершены с применением сомнительных методов для минимизации заявленной прибыли по соображениям, связанным с налогообложением;
  • неоднократное выставление счетов на одни и те же товары и услуги;
  • иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, выявляемые при оказании бухгалтерских услуг.

Критерии выявления подозрительных операций

Помимо всего существуют и общие критерии выявления подозрительных операций. Вот некоторые из них:

  • явное несоответствие операций, проводимых клиентом общепринятой рыночной практике совершения операций;
  • существенное отклонение суммы операции (сделки) относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
  • совершение операций (сделок) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
  • операция связана с оборотом цифровой валюты;
  • операция связана с получением или предоставлением безвозмездной финансовой помощи;
  • совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить;
  • использование клиентом счетов, открытых в различных кредитных организациях, для расчетов в рамках одного договора;
  • осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц;
  • многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации.

Перечень признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), указан в Приказе Росфинмониторинга от 08.02.2022 № 18.

Операции, подлежащие документальному фиксированию

115-ФЗ также обязывает лиц, осуществляющих бухгалтерские услуги, выявлять операции, которые подлежат документальному фиксированию. У таких операций есть своя специфика:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
  • совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого Росфинмониторингом направлен либо ранее направлялся запрос;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в ОД/ФТ;
  • решение клиента об отказе от установления деловых отношений или о прекращении деловых отношений, если у работников организации возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях ОД/ФТ.

Конечно, сами по себе операции, соответствующие одному или нескольким таким критериям, могут являться законными и не иметь отношение к ОД/ФТ/ФРОМУ. В этой связи бухгалтерским компаниям и индивидуальным предпринимателям-бухгалтерам следует обращать внимание на совокупность факторов при выявлении подозрительной операции:

  • необычный характер операции (сделки);
  • поспешность совершения операции;
  • отсутствие экономического смысла и очевидной законной цели осуществляемой операции (сделки);
  • сумма операции (сделки): чем выше сумма операции (сделки), тем больше должны быть подозрения.

Порядок выявления операций, критерии необычных операций (сделок), их документального фиксирования, анализа, а также порядок представления сведений об операциях (сделках) в Росфинмониторинг должны быть закреплены в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ бухгалтерских компаний и ИП–бухгалтеров.

Елена Таран, генеральный директор консалтинговой компании по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ ООО «СКЦ по 115-ФЗ», руководитель AMLclub

Призма
Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Принимайте решения о сотрудничестве в считанные минуты.
Узнать больше
Елена Таран генеральный директор консалтинговой компании по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ ООО «СКЦ по 115-ФЗ»
Призма
Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Принимайте решения о сотрудничестве в считанные минуты.
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий