Успех франшизы зависит от лояльности клиентов и стабильного качества работы. Как усилить систему и увеличить прибыль без дополнительных затрат? У владельца франшизы не так много пространства для маневров. Любовь Смертина, директор по маркетингу в Контуре, искала ответ на этот вопрос вместе с экспертами в сфере франшиз и IT.
Что влияет на ценность франшизы
Активный интерес будущих франчайзи определяет востребованность и вес франшизы. Предприниматели согласны платить за бренд, бизнес-модель, обучение и другие выгоды франшизы, которая может обеспечить быстрый старт с низкими рисками.
В интернет-беседах и на бизнес-форумах ценность франшиз оценивают примерно так: «Я куплю франшизу, которая поможет мне сэкономить при запуске или даст стартовый пакет, который сам не смогу подготовить».
Как формируется доход франчайзера
- Паушальный взнос — разовый платеж за «вход» или право представлять бренд, передачу бизнес-модели и технологий, включение в маркетинговую программу франшизы.
- Роялти — регулярный платеж за работу под брендом, он выражен в твердой сумме или в проценте от прибыли франчайзи.
На размер разового взноса и роялти влияют несколько условий: известность бренда, конкуренция на рынке, финансовая модель c прогнозом прибыли, а еще состав пакета франшизы. Первые три условия стоит прорабатывать индивидуально — здесь сложно давать общие советы. А вот по наполнению пакета есть конкретные рекомендации.
Франчайзинговый пакет: мнение эксперта
Мнением о пакете франшизы поделился международный эксперт Василь Газизулин, основатель и управляющий партнер компаний TopFranchise.ru и TopFranchise.com.
Франчайзинговый пакет — это базовое «руководство по эксплуатации», инструкция по запуску и развитию бизнеса. Сюда входит развернутая презентация франшизы, ее финансовая модель, условия о сотрудничестве и зонах ответственности сторон.
Универсальных методов по разработке пакета нет, и часто франчайзи не видит его до вступления в права, ведь такой документ содержит ноу-хау и секреты технологий. В минимальном пакете может быть только договор и общие алгоритмы работы. В более полный входят ноу-хау и технологии, стартовое обучение, сопровождение юриста и бухгалтера, сайт, приложение и маркетинговые материалы.
По моему опыту запуска 400 франшиз могу сказать, что во франчайзинговом пакете критически важны три блока:
- Руководство по запуску бизнеса и началу законной работы.
- Руководство по ведению деятельности, которое помогает достичь нужных финансовых показателей. Это касается поиска клиентов, работы с персоналом (найм, обучение), наладки технологического процесса. Признак сильной франшизы — разработка планов развития А и В, в кризисные периоды это особенно актуально.
- Руководство по закрытию деятельности: лучше заранее прописать правила, чтобы потом хорошо «расстаться». Это еще один признак глубокой проработки плана.
Качественный пакет должен учитывать реалии времени и помогать франчайзи добиваться успеха. Это обеспечит их лояльность, поможет бизнесу наращивать прибыль и сохранять стабильность.
Топ-3 ошибок при запуске франшиз
При запуске франшизы владельцы бренда могут перегружать одни зоны и оставлять без внимания другие.
- «Мы всегда поможем»: после этого франчайзи расслабляются и отдают ответственность владельцу бренда. На всестороннюю помощь у вас не хватит ресурсов, лучше потратить их на проработку бизнес-процессов, составить грамотный пакет и четко распределить обязанности.
- «Запускаемся в ручном режиме, потом подключаем автоматику»: из-за ручного управления на старте франшиза буксует, а перестраивать процессы и включать автоматизацию становится сложно. Поэтому стоит автоматизировать рутинные процессы до заключения договоров с франчайзи.
- «Нам нужен свой IT-отдел, чтобы все наладить» — другой перегиб. Это долго, затратно, а доработки будут бесконечными. Выгоднее искать готовые IT-решения для бизнес-процессов.
Многие крупные франшизы, стабильно занимающие свою нишу на рынке, создали собственное ПО для обслуживания бизнес-процессов. Но IT-сфера предлагает все больше решений, и лидирующие разработчики уже создают готовые IT-решения для франшиз. Это позволяет с самого начала автоматизировать работу с минимальными вложениями.
Что включить в пакет франшизы
1. Бухгалтерия и отчетность
Начинающие предприниматели часто недооценивают важность бухгалтерии и плохо разбираются в этой сфере. А владельцы брендов стараются контролировать вопрос учета и отчетности, чтобы избежать проблем с налоговой и репутационных рисков.
2. Прием платежей и маркировка
Для работы часто требуется знание особенностей маркировки и закона о применении касс. Начинающие франчайзи могут столкнуться с неочевидными поначалу трудностями, а последствиями могут стать простои новой точки.
3. Мониторинг продаж в точках франчайзи
Товарный учет в торговых точках помогает отслеживать, сколько на самом деле зарабатывает каждый франчайзи, какие товары или услуги продаются лучше. А сравнивая результаты разных франчайзи можно вовремя поддержать «отстающих» и скорректировать работу.
4. Безопасная удаленная работа
Обмен электронными документами и работа с электронной подписью избавят франчайзера и франчайзи от бумаг и бумажных архивов, потери времени и расходов на доставку документов. А еще помогут масштабировать бизнес и работать с франчайзи в любой местности.
5. Помощь в регистрации ИП или ООО
Открытие бизнеса, получении сертификатов и лицензий, выбор налогового режима — это ответственные задачи, которые начинающие предприниматели редко решают самостоятельно. Консультации по этим вопросам помогут быстро и ответственно открывать новые точки.
Бесплатно подготовить документы и зарегистрировать ИП можно с помощью сервиса Контура. Для этого понадобится только скан паспорта, данные СНИЛС и ИНН. Подобрать коды ОКВЭД и систему налогообложения помогут эксперты в чате сервиса. А после заполнения заявки менеджер лично сверит документы и поможет выпустить КЭП. Останется только дождаться решения налоговой по регистрации.
Оформите ИП бесплатно без визита в налоговую через сервис регистрации бизнеса в Контуре и получите год обслуживания в онлайн-бухгалтерии Эльба в качестве бонуса
IT-инструменты для франшизы
Все перечисленные инструменты из пакета франчайзи кажутся классными, но затратными и сложными для реализации.
Но на деле их можно организовать для своей франшизы практически без вложений, воспользовавшись готовой инфраструктурой — например, экосистемой Контура:
- онлайн-сервисы для бухгалтерии и отчетности, которые работают «в облаке»;
- онлайн-кассы и сервисы для отправки чеков в налоговую, для маркировки и сдачи отчетов в РАР и ЕГАИС;
- товароучетный сервис, который не нужно кастомизировать, а можно сразу видеть выручку в каждой точке и настраивать систему лояльности;
- электронная подпись и обмен электронными документами без почты и курьеров;
- горячая линия по вопросам регистрации бизнеса и техподдержка 24/7, чтобы франчайзи могли быстро решать свои задачи.
Как организовать
Чтобы встроить сервисы Контура в работу франшизы, есть два варианта:
- вы включаете в франшизу набор нужных сервисов, франчайзи оплачивает их при покупке пакета, а Контур согласует единые условия и скидки за комплекс;
- вы просто рекомендуете своим франчайзи сервисы Контура для работы и получаете вознаграждение по реферальной программе как партнеры.
При любом варианте франшиза становится партнером Контура и получает кешбэк 10-50% с каждой оплаты франчайзи за сервисы.
Чтобы узнать больше о программе и начать работать с Контуром, просто оставьте заявку.
Горячая линия для начинающих предпринимателей, чат с экспертами и помощь в подборе нужных сервисов по выгодной цене
Горячая линия для начинающих предпринимателей, чат с экспертами и помощь в подборе нужных сервисов по выгодной цене