Как выстраивать бизнес‑планирование на 2023 год — СКБ Контур

Как выстраивать бизнес‑планирование на 2023 год

24 ноября 2022

Прогнозы экономистов относительно 2023 года полярные. С одной стороны, пандемический кризис заканчивается, и экономику наверняка ждет рост. С другой стороны, из-за инфляции, мировой рецессии и санкционного давления цены будут расти, а это означает снижение потребления. Делимся несколькими советами, как бизнесу планировать работу на следующий год в условиях неопределенности.

Роман Казаков

Повышать цены

Согласно докладу Минэкономразвития, инфляция в 2022 году в России составила 12,4%. В следующем году инфляция замедлится до уровня 5-7%, считает ЦБ РФ.

Для предпринимателей это означает необходимость закладывать в план развития на 2023 год повышение цен. Однако просто увеличить ценники на цифру инфляции вряд ли выйдет — значительный рост может отпугнуть покупателей, а это риск уменьшения выручки. Возможно, стоит планировать постепенное увеличение стоимости ключевых товаров и услуг — например, попробовать наращивать цену ежемесячно, хотя бы по 1-2%.

В 2023 году буду повышать цены на услуги и продукты компании и при этом сокращать расходы. Задача — сделать запас прибыли, который сможет покрыть риски неопределенности. То же самое вижу среди моих конкурентов. Зарплаты же, на мой взгляд, вряд ли будут увеличиваться, при этом требования к сотрудникам будут только расти.

Дмитрий Дьяконов, основатель риелт-сервиса Arina

Учитывать поддержку государства

Правительство пытается стимулировать развитие малого и среднего бизнеса с помощью разных льгот:

  • Кредиты на инвестиционные цели. Деньги можно взять на закупку оборудования или ремонт, запуск новых производств, сроком до 10 лет, с льготным пятилетним периодом — на это время ставка для среднего бизнеса составит от 3%, для малого и микробизнеса — от 4,5%. Подробности можно узнать в банках—участниках программы.
  • Упрощенный ввоз оборудования и товаров. Например, бизнесу не нужно получать декларацию соответствия на бывшее в употреблении оборудование при поставках его в Россию. 
  • Реструктуризация кредитов. Банк России рекомендует реструктурировать задолженность и не назначать пени и штрафы по кредитам, если финансовое положение бизнеса ухудшилось после 18 февраля 2022 года в результате действия санкций.
  • Отсрочки по уплате пошлин. До 31 декабря 2023 года таможенные органы будут быстрее выдавать решение о предоставлении отсрочки от уплаты пошлины при ввозе импортных товаров. Обычно срок принятия решения был 15 дней, теперь о решении получится узнать за 5 дней. Таким образом, предприниматель сможет заплатить пошлину не во время ввоза товара в страну, а уже после его реализации.
  • Беспошлинный ввоз товаров для инвестпроектов. Если бизнес реализует инвестпроект дороже 250 млн руб., то он может ввести оборудование для него в страну без уплаты пошлин. Всего в льготным списке 47 направлений бизнеса, например, стройка, сельское хозяйство, логистика.
  • Упрощенный возврат НДС. В 2023 году сохраняется право на ускоренный заявительный возврат НДС по заявлению — суть в том, что ФНС вернет налог «авансом» в течение 11 рабочих дней, а уже потом доведет камеральную проверку до конца.
  • Субсидирование при размещении бумаг на бирже. Льгота доступна для бизнеса, информация о котором содержится в Едином реестре субъектов МСП. Можно получить до 1,5 млн руб. на выпуск акций и облигаций и компенсацию до 70% расходов на выплаты по купонам.

Стоит следить за последними новостями о госпрограммах поддержки бизнеса — вероятно, правительство продлит и другие льготы для предпринимателей. Кроме федеральных программ существуют и региональные льготы — о них лучше узнавать в центре «Мой бизнес» по месту деятельности бизнеса.

Условно мерой поддержки можно назвать разрешение в стране параллельного импорта. Так называют ввоз и продажу товаров без разрешения их правообладателя. Действует инструмент на перечень товаров из приказа Минпромторга РФ. Ввозить и продавать разрешили оригинальный товар. Также нужно сохранять для покупателей гарантию.

Планировать на основе финансовой модели

Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. Сделать в Excel, взяв любой из бесплатных шаблонов.

Сначала нужно построить факт текущего года: расписать доходную часть модели, например, число потенциальных клиентов, промежуточные конверсии в воронке продаж, средние чеки, продажи в штуках и деньгах. Затем максимально подробно, насколько это возможно, расписать расходную часть — итоговую стоимость привлечения покупателя, все затраты. Задача этого этапа — увидеть, как приход денег сочетается с уходом, что остается в итоге. Если цикл одной сделки в бизнесе дольше месяца, финмодель лучше составлять по кварталам. В остальных случаях можно делать по месяцам.

pulse

Проследите, куда уходят средства компании, без экспертной помощи бухгалтеров и финдиректора

Когда модель готова, можно строить финансовый план на следующий год. Лучше делать три варианта:

  • Пессимистичный план — если потенциальных лидов станет меньше, они станут дороже, будут хуже конвертироваться, стоимость итогового покупателя вырастет, увеличатся расходы на закупки и содержание компании, клиенты станут капризничать, а сроки — затягиваться.
  • Реалистичный — бизнес сохранит показатели текущего года или чуть-чуть вырастет.
  • Оптимистичный — если показатели станут лучше, чем в прошлом году, и получится активно развивать бизнес.

Вариантов плана может быть и больше, считает Алексей Боев. В «Планфакте» готовят 5-7 сценариев развития с учетом нескольких видов рисков — чтобы сделать год более предсказуемым.

Сосредоточиться на качестве продукта

Ирина Арефьева, основательница сети и франшизы кафе быстрого питания «Вилби», советуют углубиться в собственный продукт и в процессы компании. Так она собирается работать в своем бизнесе, хотя в 2021 и 2022 годах приоритетом было масштабирование и расширение сети.

Поработать стоит над сервисом, качеством продукта, нужно систематизировать процессы, внедрить IT-продукты, которые могут повысить эффективность команды. Возможно, стоит написать регламенты, инструкции, проверить продукт бизнеса на актуальность.

По мнению Арефьевой, в 2023 году стоит планировать работу с корпоративной культурой, акцентируя внимание на выстраивание коммуникаций в горизонтальном формате и сближаясь с командой. Нужно становиться наставником и надежным партнером, а не только руководителем. 

Если в компании нет культуры, миссии и ценностей, то нужно их прописать: сформировать комфортную атмосферу для сотрудников и создать для них ощущение безопасности и стабильности.

Если вы решили продолжить масштабирование бизнеса, то сконцентрируйтесь не на количестве, а на качестве создания партнерских связей. Мы полностью отказались от концепции франчайзинга и переупаковали модель масштабирования в партнерскую сеть. При этом ужесточили отбор партнеров: внедрили стартовое обучение для всех входящих лидов, которое служит для нас фильтром.

Ирина Арефьева, основательница сети и франшизы кафе быстрого питания «Вилби»

Использовать скользящее планирование

Обычно компании проводят процесс бюджетирования как минимум на полгода-год вперед — изучают темпы роста и ключевые показатели, намечают планы и рассчитывают расходы и доходы по месяцам. Формирование бюджета на следующий год начинается в апреле-мае, когда отдел финансового планирования собирает заявки от разных подразделений на количество требующихся средств. В июле готов первый черновик бюджета, а итоговое согласование он проходит в сентябре-октябре.

Этот подход работает в стабильные времена, но в период неопределенности горизонт планирования сильно сокращается. Невозможно предположить, сколько придется потратить на закупку сырья через полтора года, если цены поставщиков постоянно меняются, а некоторые и вовсе инициируют процесс банкротства.

focus

Оцените состояние контрагента: арбитраж, банкротство, долги и др. Проверьте его по санкционным спискам.

Для кризисных времен вместо классического планирования используют скользящее. Этим термином называют методику, при которой бюджет формируется в упрощенном виде, и все понимают, что периодически ключевые показатели придется корректировать.

Вводят скользящее планирование после анализа — то есть смотрят на плановые значения годового бюджета и на то, насколько они выполнены фактически. Сравнивать стоит не только доходы и расходы, но и ключевые метрики, которые влияют на исполнение бюджета — продажи, маржа.

Когда данные сформированы, нужно решить, как часто проводить переоценку бюджета и на какие показатели ориентироваться в первую очередь. Например, бюджет можно корректировать раз в полгода, ориентируясь на показатель затрат компании.

Еще полезно сразу установить допустимый предел отклонений — например, если объем продаж не будет отличаться от планового на 1%, то нет смысла тратить силы на переоценку бюджета. И наоборот, если договорились на корректировку бюджета раз в квартал, а объем продаж за первый месяц ниже прогноза на 10-20%, следует срочно проанализировать происходящее.

Пульс
Планируйте доходы и расходы, следите за финансовой аналитикой по компаниям, проектам и подразделениям. Попробуйте бесплатно!
Узнать больше
Роман Казаков
Пульс
Планируйте доходы и расходы, следите за финансовой аналитикой по компаниям, проектам и подразделениям. Попробуйте бесплатно!
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий